msio-720

Анонсы,Заметки

Музей современного искусства Одессы презентует зал арт-урбанистики

25 Дек , 2014  

Музей современного искусства Одессы 27 декабря 2014 года открывает новый зал – «Художник и Город», посвященный взаимодействию художника и окружающей его среды обитания. В демократических странах художественные интервенции в городскую среду давно стали предметом искусствоведческих исследований и активно участвуют в повседневном процессе интеграции искусства и жизни, а произведения попадают в галереи и музеи. На постсоветском пространстве, в Украине, в частности, «искусство улиц» до сих пор существует за границами институционального поля — в качестве стихийной альтернативы официальному искусству. Открывающийся в МСИО зал является первой попыткой осмыслить и представить в музейном формате современные художественные практики, создающие новый способ выражения — непосредственное взаимодействие зрителя и художника в городской среде.

Парадная выставка. Предчувствие музея. МСИО. ФРАНЦУЗСКИЙ БУЛЬВАР, 8. 2012 год

Парадная выставка. Предчувствие музея. МСИО. ФРАНЦУЗСКИЙ БУЛЬВАР, 8. 2012 год

Одной из наиболее эффективных практик такого взаимодействия является акционизм — вторжение художника в публичное пространство, провоцирующее власть реагировать, а зрителя — критически мыслить».

В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать свои картины на заборе у Оперного театра. Просуществовав менее одного дня «Заборная» выставка позволила молодым художникам по-новому взглянуть на свои возможности и формы творчества.

В 80-90-е годы в Одессе произошел всплеск акционистской активности. В 1984 году художники прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, с плакатами «Они нам ответят за это». Отсутствие видимой политической составляющей не могло скрыть презрительно-ироническое отношение авторов к деградирующей политической системе. В 1987 году в сквере Пале-Рояль прошли акции: «В два счета» и «Разведка художественных залежей», в ходе которых художники швабрами отмывали («в два счета») сад от коммерческого искусства и теодолитами разведывали и измеряли залежи искусства настоящего. Проводились и другие не менее интересные акции. Реализованные художественные проекты существенно изменили местную социокультурную ситуацию.

Акция

Акция «Они нам ответят за это».Куратор Л.Войцехов. 1984 год

В 2000-е годы сформировалось новое поколение художников, чье творчество еще более не вписывалось в рамки деградирующего «официального искусства». Художники, назвавшие себя арт-рейдерами, периодически скупали на Староконном рынке старые вещи и создавали из них художественные объекты, которые тут же экспонировали на тротуарах. Цель акций состояла в том, чтобы вовлечь в творчество самые разные группы населения, уничтожить разрыв между искусством и жизнью.

Арт- рейдеры. Проект

Арт- рейдеры. Проект «Первый опыт». 5 августа. 2007

Граффити-художники (райтеры) также вовлекают жителей города в визуальный диалог в рамках городского пространства. Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного мира и перемещают в живой контекст улицы. Художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в стране, увеличивая активность жителей и формируя гражданское общество. Логическим развитием этого движения стало участие многих райтеров в акциях в поддержку Евромайдана.

Angel. 30.11.2013

Angel. 30.11.2013

В новом зале представлены экспонаты, фото и видео-документация акций художников, состоявшихся на улицах Одессы за последние 50 лет. Собранные впервые на одной площадке они, дают возможность осмыслить результаты того, как художник создает свое городское культурное пространство и как образы города в свою очередь воздействуют на сознание его жителей.

Открытие зала «Художник и Город» состоится в Музее современного искусства Одессы 27 декабря в 17.00 по адресу: Одесса, ул. Белинского, 5.

 

Художник и Город. Виктория Великодоменко

 Человек отвоевывает у природы жизненное пространство (пространство как территорию) и осваивает его как существо природное и социальное. А результатом этой деятельности становится, словами Мартина Хайдеггера, рукотворный мир «человеческих поделок» – мир культуры.

Создаваясь человеком, городское культурное пространство получает самостоятельное существование. В свою очередь оно воздействует на человека через создаваемые знаки и тексты. Восприятие города как текста подтверждает, что тексты, посвященные определенному городу, влияют на него, так же как город влияет на тексты. Образы города находят свое воплощение в художественном творчестве, а художественное творчество создает образную панораму города, набор текстов, которые как бы «отражают» город. Это не только взаимовлияние, но и постоянная коммуникация между городом и художником, сотворчество, превращающееся в совместное художественное исследование, которое отражает реальные проблемы и интересы людей.

Главным стремлением художника в последнее время становится свобода творчества в “настоящих” местах, при коммуникации с “настоящей” публикой. Для этого ему необходимо выйти за пределы художественных институций, обычного для художника пространства, и встретиться с неподготовленным зрителем.

В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать публике свои картины на заборе у сквера Пале-Рояль, установленного в связи с ремонтом Оперного театра. Это был осознанный эстетический протест молодых художников против диктата выставкомов и худсоветов, протест, политически неангажированный.

В начале 80-х в Одессе формируется поколение художников-концептуалистов, чье творчество также не вписывалось в рамки официального искусства. Художники стали говорить о художественном произведении  как о жесте в пространстве культуры. Местом презентации их работ были не только «квартирные выставки», но и акции в публичных пространствах, которые носили несанкционированный характер. Одна из таких акций «Они нам ответят за это» (куратор Леонид Войцехов) состоялась в 1984 году. Её  участники (Леонид Войцехов, группа Перцы и др.) с плакатом «Они нам ответят за это» прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, и публично призвали к ответу неизвестных оппонентов. Такое объяснение совпадает с принципами исповедуемого одесскими художниками деконструктивно-абсурдного метода, избегавшего прямых аллюзий на политическую составляющую.

В 1987 году в Пале-Рояле состоялись две акции (куратор Леонид Войцехов), смысл которых состоял в иронично-абсурдном отрицании коммерческого искусства. Это были акции «В два счета» (Александр Петрелли, Игорь Чацкин, Константин Звездочетов, Леонид Войцехов и другие), когда художники швабрами и тряпками отмывали территорию Пале-Рояля от грязной (чисто коммерческой) деятельности в искусстве, и «Разведка художественных залежей» (Юрий Лейдерман, Игорь Чацкин, Александр Петрелли, Игорь Степин, Леонид Войцехов и другие), когда, вооружившись теодолитами, художники имитировали работу геодезистов и геологов в поисках настоящего искусства.

В 1997 году «Заборная» выставка уже была легендой местного художественного андерграунда, а В.Хрущ и С.Сычев новыми классиками. И тогда молодые художники (Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Мирослав Кульчицкий и Вадим Чекорский, и другие) реализовали проект «Сычик + Хрущик. Новая версия» (куратор — Андрей Тараненко) — своеобразный ремейк акции 67-го, разместив свои работы на таком же заборе у Оперного театра. Теперь уже под критику попал одесский нонконформизм, который к тому времени стал «официальным искусством».

В 2007 году заметным событием в художественной жизни Одессы стало начало реализации долгосрочного проекта «Арт-рейдеры» (куратор – И.Гусев). Он  объединил одесских художников разных поколений и осуществил «рейдерский захват» Староконного рынка с целью интеграции современного искусства в городскую среду и взаимной коммуникации с социумом. Это место выбрано художниками неслучайно. Рынок, как элемент городской среды, является идеальным местом накопления, хранения и передачи информации. Это и история, и традиции, и образцы поведения, и городской миф. Здесь все еще можно услышать неповторимые обороты одесской речи, почувствовать особенности менталитета жителей города, их «жовиальность», характеризующую одесситов как людей темпераментных, общительных, отличающихся своей деловой смекалкой и чувством юмора.

На протяжении 2007-2009 гг. арт-рейдеры периодически проводили на Староконном рынке акции, суть которых состояла в том, что художники скупали на определенную сумму старые и не очень вещи и превращали их в объекты и инсталляции, которые тут же выставлялись. В каждой последующей акции менялся куратор и концепция. Некоторые акции были визуализацией одесских мифов. Например, проект Игоря Чацкина «Певчие птицы и лепнина» или проект Игоря Кушнира «Отцы и дети Клары Будиловской». За 2 года арт-рейдерами было проведено 20 акций. Участие в проекте приняли более 100 художников из Украины, России, Германии, Голландии, Израиля.

Арт-рейдеры в своих проектах отказались от всякого рода посредников в коммуникации с социумом — галеристов, арт-критиков. Они не были художниками или продавцами на Рынке, они были коммуникаторами. Их целью было переосмысление акционизма как средства общественной коммуникации. Вовлекая в процесс работы над проектом самые разные группы населения, художники пытались уничтожить разрыв между искусством и жизнью и создать произведение искусства не для публики, а вместе с ней.

В 2012 году в Одессе на ул. Торговой, 23 в помещении винного магазинчика открывается галерея «Окно». Небольшая площадь помещения не позволяла экспонировать работы на стенах и Дмитрий Дульфан, будущий куратор, проявляет одесскую смекалку — находит место для выставки в единственном окне магазина. Здесь выставляли свои работы Р.Громов, А.Казанджий, Л.Войцехов, Д.Дульфан и многие другие.

Это место, которое также не вписывается в контекст общепринятых выставочных пространств. Очевидно стремление художников к коммуникации с «людьми не искусства». Здесь важным является то, что внимание зрителя фокусируется не столько на объекте искусства, сколько на самом физическом окружении, в котором осуществляется художественный процесс, а также на более широком – социальном, культурном, политическом, экономическом – контексте и воздействии, которое оказывает на человека окружающая его среда.

В визуальный диалог в рамках городского ландшафта вовлекают жителей города и граффити-художники (райтеры). Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного пространства и перемещают в живой и непредсказуемый контекст улицы. Улица мыслит по-своему. У нее свой язык, свой код, который не совпадает с языками и кодами других пространств.

Для молодежи уход в субкультуру, и граффити здесь не исключение, зачастую связан с невозможностью решения возрастных задач подросткового периода в рамках традиционного общества.  Защитной реакцией на эти проблемы чаще всего является самодистанцирование, которое характеризуется желанием и способностью отстраняться (прятаться) от собственных страхов. В результате социальной дезадаптации происходит социальное отчуждение личности, которое приводит к тому, что граффити-художники создают свой мир и живут в нем по своим правилам. Они «захватывают» забытое людьми общественное пространство, обживают, украшают и присваивают его через нанесение графических тэгов, решая при этом свои личностные проблемы. «Я ставлю тэг — значит я существую». С помощью рисунков райтеры реализуют желание быть услышанными. Это  визуальное послание, обращенное как внутрь граффити-сообщества, так и  предусматривающее диалог с «внешним миром».

Уличные художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в своей стране. Подобные визуальные послания меняют городское пространство, что увеличивает активность жителей и формирует гражданское общество в целом. Эти процессы  начинаются с росписи стен своего двора, старого облупившегося дома, невзрачного забора или трансформаторной будки, и перерастают в акции протеста против незаконного строительства в общественных местах или в защиту архитектурных памятников. Логическим развитием этого движения является участие райтеров в акциях политического протеста против Системы, как например работа “30.11.2013” одесского художника Ангела.

Язык уличного искусства постоянно модифицируется, а художники не стоят на месте, осваивая новые медиа. Благодаря видео, фото-материалам, а иногда и воссозданию граффити на холсте (в случае уничтожения оригинала), будущее поколение узнает об этой странице истории  искусства Одессы.

, ,