Постер к к/ф

Анонсы,Заметки

«Німі ночі»-2014: «Алим» и «Последний приказ»

22 Июн , 2014  

Завершаем краткий осмотр программы фестиваля «Німі ночі». 29 июня, в последний день зритель увидит фильм, снятый на основе крымско-татарской легенды – «Алим» Георгия Тасина. Финальным аккордом фестиваля станет масштабное полотно о большевицкой революции – «Последний приказ», ранняя работа Джозефа фон Штенберга.

Первая и вторая часть обзора.

Алим (Алим – крымский разбойник), 1926, реж. Георгий Тасин
В некотором смысле, это одна из наиболее ожидаемых картин фестиваля в этом году. Во-первых, и это очевидно, просмотр ленты, снятой по мотивам крымско-татарской легенды, в сегодняшних условиях вызывает ряд коннотаций – показ становится самоценным актом. А во-вторых, «Алим» получил широкое признание еще после премьеры, и в 1927 году был экспортирован в Берлин и Париж. Однако уже через десять лет картина Тасина попала под запрет, а копии ленты приказом «Українфільму» было решено уничтожить.

Постер к к/ф

Постер к к/ф «Алим», 1926, реж. Георгий Тасин

Судя по описанию, в основе сюжета фильма – история про «крымского Робин Гуда», рабочего Алима, который вместе с единомышленниками начал борьбу против нечеловеческих условий труда, ища расплаты с помещиками и чинушами. Литературная основа картины – пьеса крымско-татарского поэта, драматурга Ипчи Умера, написанная по мотивам легенды в 1925 году. На фестивале немого кино показ «Алима» пройдет в музыкальном сопровождении Енвера Измайлова.

Последний приказ / The last command, 1928, реж. Джозеф фон Штернберг
Завершать фестиваль будет масштабное полотно о большевицкой революции. Несмотря на сравнительно скромный хронометраж (85 минут), картина действительно кажется сюжетно насыщенной – благодаря точной монтажной работе, игре Эмиля Яннигса и, конечно, режиссуре Штернберга.

Кадр из к/ф

Кадр из к/ф «Последний приказ», 1928, реж. Джозеф фон Штернберг

1928-й год. Голливуд – фабрика грез. Щегол-режиссер Лев Андреев подыскивает актеров для своего нового фильма. Его выбор падет на русского эмигранта, бывшего царского генерала Сергея Александровича Долгорукого. Когда-то Сергей Александрович носил дорогие меха, курил лучшие сигары. Когда-то он мог отказаться исполнять царский указ, если сочтет его неуместным. Когда-то генерал принимал в своем кабинете «наиболее опасных» революционеров – молодого режиссера Андреева и его соблазнительную спутницу Наталью Доброву. Тогда – еще задолго до того, как все кругом заиграет бликами чистой любви, любви между строптивой барышней и статным генералом, любви к своей стране, к своему народу – Долгорукий ударит Андреева за дерзость и обвинит в диверсионных работах. Теперь же – Сергей Александрович доживает одинокую жизнь в стране больших возможностей и подрабатывает статистом на киносъемках за копеечную плату. Теперь же – Андреев принимает бывшего обидчика у себя. Теперь же – революционный дух исчез. Но на его месте выкристаллизовалось самое важное – чистая любовь и солидарность. Последний приказ – приказ усердствовать в наших желаниях, как сказал бы Жак Лакан. Иными словами – это приказ любить.

, ,