Анонсы

Одесские художники переосмыслят музейные экспонаты для уличной выставки

15 Июн , 2013  

Помню детство. Первое, что хочется сделать в музее, это избавиться от смотрительниц, которые устало, в сотый раз за смену, повторяют: «Смотреть глазками!»

Помню позже. Стоишь перед картиной или какой-нибудь особо изящной статуей и думаешь: «А раньше это у кого-то дома стояло». Признаюсь, иногда, как пролетарский герой у Ильфа с Петровым мне даже приходила в голову мысль: «Эх! Люди жили!»

В наш век конструктивизма, функционализма и «дизайнерской» мебели классическим предметам и правда место в музее. Мы давным-давно сменили китайский или мейсенский фарфор в лучшем случае на стаканы от Berghoff или русского «Гуся хрустального».

Особенно остро чуждость предметов чувствуется в музеях декоративного искусства и интерьера. Здесь представлены предметы, которыми наши предки пользовались в обычной жизни. В Одессе таким музеев традиционно является муниципальный музей личных коллекций им.А. В. Блещунова.

Помню, как впервые оказался в этом музее и был поражен тонкой работой древних и просто старинных мастеров. Я надеюсь, все одесситы были там и объяснять, что поражает больше всего уже не нужно. Вот ссылка на фотоотчет.

Всегда очень хотелось посмотреть на экспонаты в обычной жизни. При этом я всегда хорошо понимал, что сегодня эти вещи в быту смотреться не будут – слишком банален быт.

Сегодня девять экспонатов участвуют в проекте «Музей. Внутри и снаружи». Грант на его реализацию получил экспериментальный центр современного искусства «Чайная Фабрика».

Идея проекта состоит в переосмыслении музейных экспонатов и размещении результатов переосмысления в уличном пространстве. Как рассказывает куратор проекта Ольга Ланник, изначально все объекты современного искусства должны были находиться в так называемых «воротах города» — на железнодорожном вокзале, автовокзале, в аэропорту… К сожалению, из-за режимности некоторых объектов от них пришлось отказаться.

Всего было отобрано семь  экспонатов: почтовая открытка «Язык печатей» (Россия, 1902), веер-бризе из черепахового панциря (Германия, 1860-1870), ваза с драконами (Китай, XVIII век), платье (Западная Европа, начало XX века), биде (Англия, конец XIX века), подставка под именную карточку – паучок (Китай, конец XIX века) и курительная трубка (Украина).

В проекте участвуют Ольга Ланник, Сергей Вуколов, Анастасия Кирилина, Алексей Бондаренко и Максим TICTAC.




Как рассказывает Ольга, сроки по реализации и утверждению объектов у властей затянулось. Координаторы проекта из «Тотема» пошли навстречу молодым художникам и разрешили перенести установку объектов на середину-конец лета.

Проект «Музей. Внутри и снаружи» осуществляется за счет европейского гранта. Его общий бюджет составляет всего 45 тысяч гривен. Ранее центр молодежных инициатив «Тотем» получила право распределять средства на общую сумму в полмиллиона евро в рамках проекта «New Breath of Culture: Fill Heritage with Life of Arts». Эти деньги будут разделены между проектами современного искусства в Украине, Грузии и Армении.

ЭЦСИ «Чайная фабрика» существует около четырех лет. Это первый европейский грант, который организация получила на реализацию крупного проекта. На данный момент ЭЦСИ также является партнером проекта «Немые ночи».