Заметки

«До неба рукой подать» — о счастье, которое совсем рядом

24 Фев , 2016  

Новый музыкально-драматический проект Сергея Аксенова и Сергея Ярощука на музыку Юлии Запорожец «До неба рукой подать» — явление совершенно новое для одесских зрителей.

Это – не привычная и знакомая нам оперетта, не рок-мюзикл с запоминающимся шлягерами. Музыка Юлии Запорожец — новая музыка, с джазовым и блюзовым настроением, чем-то напоминающая музыку молодого Микаэла Таривердиева, несколько неровная, рваная, но гармоничная.

Либретто написано Сергеем Ярощуком и Сергеем Аксеновым. Реплики иногда немного «в лоб», лаконичны. Но в целом сюжет получился интересным, с неожиданными поворотами и ожидаемыми сюрпризами.

Постановка Сергея Аксенова. Музыка – «живая» — в исполнении «живого» оркестра в глубине сцены – настраивает на камерное настроение.

Наши уши не сразу переключаются с ритмичных хитов, мы ждем «арий Розины», «песни Тони о белой акации», но актеры ходят по сцене – не театрально, естественно, улыбаются, плачут, разговаривают – и поют. Нет «выигрышных» партий, в которых актриса может блеснуть голосом, нет дуэтов, переходящих в танец. Все немного по-другому.

Актерам тоже непривычно, но им это явно интересно, и их интерес к пьесе и героям, их любовь передаются зрителям.

На сцене живет обычная семья: мама (Ольга Оганезова) и дочки Вика с Ариной (Александра Цымбалюк и Марта Друтис), папа (Александр Мильков) умер три года назад, и его «тень» все еще рядом со своими бывшими родными – завис «между небом и землей». Мама Ольга (Ольга Оганезова) собралась еще раз замуж, дочки – против, но соглашаются. Жених Женя (Евгений Юхновец) сначала кажется недотепой и маменькиным сынком, но в последствии окажется неплохим мужем и отцом. Мама Жени (Аурика Ахметова) – совершенно удивительная женщина, взбалмошная, эгоистичная и любящая – гремучая смесь эгоизма и любви. Постепенно сцену заполняют родственники Жени – его дочка Настя (Алина Передерий) и брат Денис (Павел Ивлюшкин). Родственники все больше становятся настоящими родственниками, настоящей семьей для Ольги и ее дочерей.

Не буду касаться темы «земного» и небесного», жизни на том и этом свете, потусторонних сил и прочего. Смотрите сами, 16 марта – следующий показ спектакля.

Я хочу поговорить о другом.

О том, что получается, когда на сцене вдруг работают драматические актеры и музыкально-драматические актеры – профессиональные актеры оперетты. Опытные вокалисты и поющие актеры (или не очень поющие, но очень старающиеся). В этом спектакле получился достаточно органичный ансамбль. Дети, играющие детей – Арину и Настю – тоже еще непрофессиональные актрисы и певицы. Но и они смотрятся органично. Может быть, «виной» тому музыка Юлии Запорожец.

Такое ощущение, что Ольге Оганезовой приходится немного сдерживать свой голос, свой темперамент, но тогда, когда они прорываются, Оганезова – восхитительна. Умение быть смешной и очаровательной пригодилось Аурике Ахметовой в роли эксцентричной бабушки.

Звонкая Александра Цымбалюк и грациозный Павел Ивлюшкин, мягкий Алексей Мильков, рефлексивный  Евгений Юхновец, ломкая, как тонкая веточка, Марта Друтис, обаятельная и основательная Алина Передерий. Все они сплелись в один ансамбль. И нет нужды гадать, кто более опытен и силен в вокале – потому что правильно были расставлены акценты во время постановки (Сергей Аксенов). И важным становится только результат.

Знаете, мне вначале было немного сложно слушать и смотреть. Некоторая монотонность присутствует в музыке. Неярко все, на полутонах. Ждешь иногда взлета, громкого взрыва, но их нет. Герои разговаривают, потом вдруг естественно поют. Чем-то напоминает сцены из «Шербурских зонтиков», когда все поют, разговаривая, как в киноопере. Вот и здесь – постепенно привыкаешь, расслабляешься, и тогда все становится на свои места: музыка погружает зрителя в определенную атмосферу – комфортную и чувственную, светлую и вселяющую надежду. Атмосферность – вот что присутствует в этом спектакле. И любовь. Герои влюбляются, спорят, целуются, ссорятся, мирятся, плачут, негодуют, умирают — и любят. Суета жизни – ежедневная и прекрасная. Как джаз. С джазовыми «темами», соло, диалогами… Почти год жизни этой семьи проходит на сцене. И все закончится хорошо. Потому что счастье — всегда рядом, надо только верить…

Спасибо постановочному коллективу за такой эксперимент.

, ,