«Наташины сказки» — сказочная философия или философские сказки одесской художницы

Заметки

«Наташины сказки» — сказочная философия или философские сказки одесской художницы

15 Окт , 2013  

В одесской галерее «ХудПромо» открылась выставка Наташи Мариненко «Наташины сказки». Хотела написать «керамиста Натальи Мариненко», но подумала, что это будет не очень точно. В керамических творениях Наташи все настолько непохоже на то, что ассоциируется у нас со словом «керамика»… «Керамика» — это традиционно или авангардно вылепленная и обожженная глина и все, что можно из нее сделать, обычно у керамики прикладная роль, посуда это или оформление интерьера. Но керамика Мариненко буквально «кричит» о том, что глина в руках такого художника как Наташа Мариненко перестает быть просто глиной, она становится средством выражения — мысли, чувства, поэзии.

Я жалею от том, что никак не могу выбраться в гости к Наташе — в ее одесскую мастерскую, где творятся такие глиняные чудеса. Ну, тем более, все увиденное стало для меня сюрпризом и праздником.

Керамические сказочные персонажи настолько непривычны, что напрочь выбивают почву из-под ног! Признаюсь, такое со мной было только раз — когда, начав читать сказки братьев Гримм своему сыну, я поняла, что они совсем не так однозначны, как казалось мне в детстве. Вот и здесь, в галерее, обходя круговую композицию из Наташиных сказочных скульптур, я не могла не удивиться неожиданным ракурсам, непривычным взглядам на привычные сказки.

Вот, например, Красная Шапочка — пуанты на изящных ножках, нежные ручки, кокетливый взгляд, хитренькая улыбочка — и вдруг замечаешь, на что показывает ручкой эта девочка — на малюсенького волка в клетке — вот так со всеми будет, кто захочет обидеть бабушку или девочку… «Принцесса на горошине» — тоже такая жутковастенькая девица на слоеном пироге матрасиков и перинок!.. Совсем не та романтичная барышня, которая ночью под проливным дождем постучалсь в ворота королевства… Кстати, что принцесса вообще делала ночью одна в этом богом забытом королевстве? И тогда догадка Наташи верна — а принцесса ли она вообще?

И вот так — каждый раз, со всеми героями сказок — вы увидите их совем иначе, чем привыкли, когда приедет на эту выставку. Только надо поторопиться, потому что выставка пролится там недолго.

Но прийти надо обязательно! И тогда вы сможете увидеть Наташины индийские и японские фантазии — ее самураев, ее слона Ганеша в каске, ее «теплую» японку, богинь и богов — настолько восточных и при этом очень близких нам. Может быть, это ощущение близости, родственности душ возникает из-за того, что Наташа делала эти скульптуры в технике «раку» — обжигала их на огне в бочках, доставала щипцами прямо из огня — «шаманила». Обжигалась, наверное. Обжигала не только глиняных человечков, но и свою душу. А теперь — и наши души… Может быть, эффект близости возникает из-за того, что Наташа работает с глиной «шамот», а шамот шершав и неоднороден… Неравномерен… Неодинаков… Как наша жизнь…

Они такие теплые… И поэтому эти скульптуры хочется трогать руками… Жаль, что нельзя… Они смотрят на нас и они — живые… И у них есть чувство юмора. Они ироничны, как лукавые индийские божества…

И переводя взгляд с глиняной «Королевы Англии» на трогательную глиняную женщину, которая вдруг услышала шаги приближающейся старости, вдруг понимаешь, что все окружающее настолько театрально — Наташа Мариненко много лет работает с театром «Дах» и с «Гогольфестом» — все это совершенно уникальный театр — глина стала для Наташи способом выразить себя. А Наташа — она ведь «человек-театр»! Наташа может быть как фейерверк, как яркая книжка с картинками, как увлекательный роман… Вся театральность ее таланта проявилась в ее работах. Посмотрите, как смотрят на вас скульптуры!.. Как гротескны подчас их жесты, как выразительна пластика. Может быть, они даже разговаривают… Нет, определенно разговаривают, когда гаснет свет и закрывается дверь мастерской или галереи… И это, наверное, даже уже не сказки…

Не забудьте, что надо поторопиться! Галерея «ХудПромо». «Наташины сказки».

 


Читайте также