Немые ночи в Одессе открылись революционным фильмом

Заметки

Немые ночи в Одессе открылись революционным фильмом

22 Июн , 2013  

Вчера почти  с аншлагом прошел первый день «Немых ночей». Это уже четвертый фестиваль немого кино, который традиционно проходит на Морвокзале.

21 июня одесситам и гостям города (организаторы особо подчеркивали большое число киевлян) показали два фильма – украинскую «Укразию» Петра Чардынина и «Крейцерову сонату» производства чехословацкого режиссера Густава Махаты.

Украинский фильм сопровождала музыка польской группы Orange the juice. Музыканты рассказали, что написать музыку к фильму им предложили в Национальном центре Александра Довженко.  Для работы над музыкальным сопровождением к фильмам музыканты объединяются в проект Minimatikon. Это уже не первый их «саундтрек». В 2011 году они писали и исполняли музыку к немому фильму Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари».

Фильм «Укразия» был восстановлен специалистами центра Довженко в прошлом году. Тогда же фильм демонстрировали на «Гогольфесте», причем музыкальное сопровождение тогда обеспечивал другой музыкальный проект  — группа «Киевские торты».

Как сообщают организаторы фестиваля, в 1930-е годы режиссер был признан одним из врагов народа и фильм не только положили на полку, но и полностью перекроили. В результате было уничтожено около 3/4 режиссерской версии.

Петр Чардынин работал с Верой Холодной – снял практически все ее фильмы. Затем режиссер эмигрировал, но уже через несколько лет вернулся. Впоследствии работал на Одесской киностудии. Умер также в нашем городе, похоронен рядом с Верой Холодной.

Признаюсь, не пойму, что «вражеского» нашли в революционном фильме. Снятый в 1925 году сегодня «Укразия» смотрится очень забавно. Коммунистический мир и миф, который тщательно создавали и выстраивали подобные фильмы, книги и речи, подвергся настолько тотальной деконструкции, что воспринимать черно-белую ленту даже отстраненно очень сложно.

Классовая борьба и ненависть к угнетателям пестовалась идеологическими работниками тех лет как вечное чувство. Для них было естественно, что раз в Англии есть пролетарии, они обязаны помогать пролетариям России, вернее РСФСР. Классовое сходство выше национального родства, а трудовая солидарность выше верности флагу и королеве и так далее. Реальность оказалась жестче – советская Россия помогала английским пролетариям, причем вовсе не в силу солидарности.

А вот музыка был чудесна. Было даже немного стыдно, что на пресс-конференции я назвал написанное «саундтреком». Надо говорить «музыка к фильму».

(Фото будут позже)

,