Юрий Кузнецов и Александр Останин

Заметки

Odessa Jazz Fest: «Они играют древний джаз, который согревает душу»

and

21 Сен , 2013  

Odessa JazzFest стартовал жарко, сильно и с непередаваемым драйвом. На открытый концерт в Горсаду собралось столько слушателей, что не было даже стоячих мест, а люди, успевшие захватить лавочки, прилегали друг к другу плотнее, чем камни в египетских пирамидах. За один вечер прозвучали приднестровские, болгарские, украинские, грузинские и даже кубинские ритмы.

Первым со сцены хлынул диксиленд от Quintet Liberty. Неспешный теплый танцевальный джаз, разбавленный одесскими мотивами и «шуточками» вроде смеха кларнета или причмокивания трубы прямо посреди мелодии – приднестровцы будто бы хотели напомнить Одессе её кровную связь с джазом. Музыка лилась колоритная и беззаботная, банджо добавляло легкости, а черные котелки – доброго и открытого юмора, который так любят у нас в Одессе. «Они играют древний-древний джаз, который согревает душу», — сказал про Quintet Liberty арт-директор Odessa JazzFest Юрий Кузнецов. Тем временем музыка кипела, а ботинки, кеды, кроссовки, мокасины и туфельки принялись отбивать приднестровский ритм совершенно незаметно для своих хозяев.

Фото: Марианна Подя

odessajazzfest19 odessajazzfest20

Анатолия Вапирова ждали с особенным нетерпением – широко известный в кругу ценителей болгарский композитор и саксофонист обещал подарить Одессе программу-посвящение. А помогать ему взялся биг-бэнд Главного Управления МВД в Одесской области! В общем, одесситы ожидали эдакого музыкального пира на уровне пятизвездочного ресторана, где каждый вкусовой полутон каждого кусочка неповторим. Естественно, не обманулись. Мелодии времен советской молодости, спаянные на высоких температурах с американским джазом! Слушать можно, только затаив дыхание. Звук лился багряный, как осенние кленовые листья на художественных фотографиях.

odessajazzfest odessajazzfest3 odessajazzfest2 odessajazzfest22

Седой мужчина с голубыми глазами, сидевший рядом со мной, всю мелодию кивал, будто соглашаясь с Вапировым, принимая все его музыкальные аргументы. Вот взволнованный голос трубы ворвался в монолог саксофона, зазвенел хрусталь пианино – в музыкальную канву вплелись Мирослав Пятников и Юрий Кузнецов. Дразнящие знакомые мотивы родных песен сменяли друг друга, и как же тяжело было их узнать в новой аранжировке! Как будто старый знакомый за время разлуки умудрился помолодеть. Но когда со сцены зазвучал мотив знаменитой «Мурки», Одесса взревела в едином порыве восторженного узнавания! Поднялся смех, и аплодисменты едва не перекрыли музыку.

— Днем она гуляла, ночью воровала и творила черные дела! — с чувством пропел мой сосед и покачал головой, смеясь. Зазвучала обещанная «Сердце, тебе не хочется покоя», полная любви и ленивой неги. Одесситы подпевали. Зажигались фонари.

Аня Ткач, победительница телеконкурса «Голос. Дети», на сцене выглядела маленькой и беззащитной, хотя держалась уверенно, даже профессионально. Полноводный взрослый голос девочки прекрасно вплетался в мелодию, творимую Кузнецовым за синтезатором. Особенно красиво Аня звучала на французском. Следом за маленькой джаз-певицей вышла Анастасия Букина, и на ум сразу пришло сравнение алмаза и брильянта. Анастасия играла голосом с высочайшим мастерством и истинно джазовым кайфом. Они прекрасно смотрелись на сцене с Кузнецовым – оба сосредоточенные, с живой мимикой, в которой каждая нота отражается страданием и блаженством.

odessajazzfest4 odessajazzfest9 odessajazzfest7 odessajazzfest23

Дважды на сцене появлялся  чемпион мира по степу Александр  Останин. Первый раз он выступил под музыку, удачно дополнив её собственным ритмом. А во второй раз вышел без звукового сопровождения.

— А где же музыка? – спросили моего соседа (как человека сведущего).

— А он акапелла! – не растерялся сосед.

odessajazzfest11 odessajazzfest6 odessajazzfest5

На сцену внезапно возвращается Кузнецов и принимается подыгрывать  Останину на синтезаторе. Мы становимся свидетелями джазовой импровизации пианино и ботинок.

odessajazzfest13

Деликатес вечера – кубинский  джаз в исполнении Omar Puente Quintet. Пролетев полмира, музыканты не нашли в себе терпения поехать в отель отдохнуть, и сразу рванули на одесскую сцену! Кубинцы сотворяют совершенно другое звучание – горячее, мягкое, интимное – хочется притушить фонари. Омар заигрывает с публикой на русском и английском, смеется.

— Знаете что? Сегодня  ночью мы играем для вас!  Вы слушаете?

odessajazzfest14 odessajazzfest16 odessajazzfest17

Мы кричим и хлопаем  в ладоши, пока руки не начинают болеть. Омару нравится, и он берется за скрипку. В остывший вечерний воздух врывается кубинская магия, дочерна  опаленная солнцем, совсем как удивительная скрипка Омара. Магия заставляет кровь кипеть, будит что-то древнее, оставшееся от далеких, еще полудиких предков. Омар начинает петь, и Одесса окончательно теряет голову от любви.

Омар вытаскивает на сцену  Аню Ткач и уговаривает петь вместе с ним. Сначала Аня поет несмело, будто присматриваясь к чужеземной музыке. Но вот голос её набирает полноту и краску, вплетается в  ритм тамбуринов, барабанов и синтезатора, помогает скрипке. Омар хочет, чтобы  мы тоже пели вместе с ними, и мы повинуемся его чарам, добавляя кубинской песне  оттенков международным «ла-ла-ла». Мы растворяемся в ритме. Бесценный опыт душевного единения. И вдруг – «Червона рута»! Ветерок узнавания мгновенно облетает слушателей, вызывая шквал восхищенных аплодисментов. Весь Горсад в едином порыве поет знакомые слова! «Меня часто спрашивают, какая у фестиваля изюминка? Все просто: это любовь» — сказал еще в начале концерта Кузнецов. Так вот же она, любовь.

odessajazzfest15 odessajazzfest18

Asea Sool, полюбившиеся зрителю еще с прошлого года, снова подняли почти философский вопрос: а что же такое джаз? То, что они делают, больше похоже на этно-рок или инди. Но страсть, любовь и уровень импровизации превращают их музыку в нечто за гранью жанров и разделений. «Если это не джаз, то скажите мне, что же такое джаз?» — вопрошает Кузнецов. Дикие южные ритмы, совершенно сумасшедшие пассажи Бека на гитаре и эпатажное, именно эпатажное пение Атины, успевающей одновременно создавать гипнотический ритм на барабанах – это ли не джаз? Это ли не та свобода, тот огонь, к которому нас так тянет? Бек берет в руки электрогитару и смычок, Атина поддает жару в свои шаманские песни, лишенные слов, и на сцене разгорается настоящий колдовской огонь. И мы понимаем, что слова не нужны, чтобы передать что-то другому человеку. Музыка говорит гораздо лучше. Парад свободы завершает родной одесский Jam Band – солнечный, разношерстный и драйвовый, усидеть на месте становится совершенно невозможно. Вот он, наш, одесский джаз, ничуть не хуже иностранного!

Asea Sool4 Asea Sool3 Asea Sool2 Asea Sool

За фото Asea Sool спасибо Тане Бербат :)

Когда JazzFest еще назывался Джаз-карнавалом, у него был прекрасный юмористический одесский девиз: «Джаз родился в Одессе! Не дадим же ему умереть на Родине!». А сейчас можно добавить: «Да кто ж ему позволит даже пытаться умереть». Фестиваль свободы и радости давно стал частью Одессы, еще одним драгоценным камнем в короне Южной Пальмиры. Уж скорее у фестиваля дети появятся, чем одесский джаз канет в Лету. Ведь мы, по словам начальника управления культуры области, «таки да, культурная столица!»

odessajazzfest21

odessajazzfest8

, , , ,