Заметки

«Открытые читки» пьес состоялись! Начали с пьес Анны Яблонской

15 Ноя , 2017  

Очень интересная театральная осень в этом году. Время перемен. Пусть будет. Все должно меняться – по приятным причинам, по трагическим – но все меняется. Время на месте не стоит. Оно как будто говорит нам каждое утро: «Пора!» И мы двигаемся вперед.

Этой осенью Одесский Театр юного зрителя имени Юрия Олеши «ожил». Очень надеюсь, что он сможет снова, образно говоря, зазеленеть и расцвести, потому что ТЮЗ должен быть самым шустрым и неугомонным театром – ему по статусу положено!

Во-первых, в театре начала работать программа «Мы идем в Театр!». Это образовательная программа для маленьких зрителей, которые приходят в театр с родителями, а не по школьной разнарядке. Это – семейный клуб для детей и взрослых. И у этого проекта – очень большие планы.

Во-вторых, в это воскресенье состоялись первые Открытые читки. Это тоже новое для Одессы явление — читки пьес украинских драматургов. Драматурги есть! Но мы их не знаем. И этот пласт драматургии проходит мимо театров и мимо зрителей. На Открытых читках мы будем знакомиться с творчеством интересных авторов, читать пьесы будут актеры ТЮЗа и других театров, которые пожелают принять в этом участие. Двери Открытых читок – открыты!

Первые Открытые читки подарили зрителям знакомство с пьесами Анны Яблонской – нашей землячки, трагически погибшей несколько лет назад в теракте в аэропорту Домодедово. Так сложилось, что пьесы Анны в Одессе ставили при ее жизни очень мало. Да и после смерти – тоже мало. Но спектакли по ее пьесам идут и пользуются спросом – в Театре.Док. идут её «Язычники», и пьеса не стала менее актуальной со времени её написания.

Ирина Аверина, которая очень хочет расшевелить наше театральнее болото, нашла в Одессе единомышленников, и благодаря ей у нас прошли театральные лаборатории в нашем ТЮЗе, а этим летом – и Театре музыкальной комедии имени Михаила Водяного. Это очень стимулирует не только режиссеров, участвующих в лаборатории, и местных актеров – они попадают в экстремальные условия, и результат бывает очень интересен!

Для первых читок были взяты короткие пьесы – «Две.рь» и «Выход к морю». Первую пьесу для читки подготовила Людмила Исмайлова, которая репетирует сейчас с актерами «Мещанина во Дворянстве» (премьера – 25 ноября), а вторую – директор театра Оксана Бурлай.

Актеры читали не так, как мы себе представляем первые читки пьесы, пока актеры все не выучат, и их не выпустят на сцену. Нет, они читали слова своих ролей с листа слегка отстраненно, чуть-чуть задавая характер, или даже не чуть-чуть. Органично вписалась Надежда Машукова (не могу ее не отметить!), непринужденно читали новые актеры ТЮЗа, которые только-только вошли в команду театра. Всем актерам было интересно читать – и это было видно, зрители были совсем рядом, как в моем любимом «Театре на Чайной», и врать или переигрывать было нельзя. И все справились с задачей. Атмосферность пьес Яблонской вкупе с ее точным попаданием в «язык» персонажа сотворила чудо – нам не хотелось уходить после читок, зрители поднимались и поднимались, и начинали говорить – об Анне, о героях пьес, о поэзии, о любви – две короткие пьесы столько разбудили в зрителях! Прямо не остановить!

И я все это время думала: «Только не останавливайтесь! Вдруг все начнет меняться, ведь актеры тоже хотят знать больше, уметь больше, пробовать самые разные тексты на вкус! И театр ваш тогда тоже изменится!..»

Может быть, тому виной пьесы Анны Яблонской – они ведь о поиске смысла жизни, о поиске того мига счастья, за который не жалко отдать жизнь. О любви. Даже если ее нет. Очень многослойные пьесы. Даже если короткие. Хорошее начало, в общем. Будем продолжать! Раз в месяц будут такие Открытые читки. И каждый раз – новый, «свежий» автор! Если бы еще и пьесы были свежие – как Чехов дописывал бегом пьесы для Станиславского, чтобы ему было что ставить!.

С хорошим началом, Открытые читки!

,