10312399_382796251906473_8551002085702479577_n

Заметки

Почему «два» и при чем тут «столбы» — из истории знаменитой транспортной развилки

31 Мар , 2015  

Известный одесский эколог и общественный деятель Иван Русев рассказал историю въездных ворот нашего города, так называемых «Двух столбов»

Подлетая недавно на самолете к Одессе, я сфотографировал с высоты птичьего полета, въездные ворота нашего города — «Два столба». Вероятно каждый одессит, или гость нашего города, проезжая по объездной дороге, непременно подъезжал к развилке «Два столба». От этого места дорога делает развилку на Измаил, Рени, Болград, на Кишинев, на 7 километр и в Овидиополь, в сторону трассы на Киев. И, наверное, у каждого возникал вопрос, а где же, собственно, эти «Два столба»?

10312399_382796251906473_8551002085702479577_n

Известно, что на первых дорогах и караванных путях в доисторические времена через равные промежутки просто складывали кучи камней, которые указывали расстояние и в первую очередь обозначали дорогу. Есть сведения, что ещё в Древнем Риме, Египте, Персии, Ассирии измеряли длину дорог. Её определяли в шагах гонцов и отмечали на придорожных камнях. Уже во II-III вв. нашей эры на дорогах, ведущих из Рима, появились каменные столбы, указывающие длину пути. В незапамятные времена огромные каменные колонны устанавливали посреди базарной площади населенных пунктов и от них вели отсчет пути до соседнего города. Местные власти считали за честь увековечить свои имена на таких столбах, и до сих пор память о некоторых былых правителях сохранилась лишь на придорожных указателях.

В XVIII в. начали ставить дорожные столбы по многим крупным европейским путям сообщения. Например, с 1722г. в течение 20 лет в Саксонии устанавливались каменные столбы с указаниями расстояния в милях. Их высота иногда достигала 4-6 м, и они напоминали живописные обелиски с изображениями почтовых рожков, датой установки, гербами, памятными надписями и даже красивыми барельефами. Сегодня многие такие столбы можно встретить на дорогах Германии, Франции, Чехии, Словакии, Болгарии и других стран.
В России в последней четверти XVIII в. по заграничному образцу было предложено обозначать все дороги солидными массивными каменными вехами, но в те времена эта затея оказалась слишком дорогой и таких столбов успели сделать немного.

В 1805г. был принят государственный указ о типовых верстовых столбах, призванный стандартизировать их по всей территории России. Верстовой столб должен быть деревянным, с четырьмя срезанными гранями, на которых со всех сторон ставили цифры, показывающие пройденное расстояние от крупного города или ближайшей почтовой станции. На каждой из них был «нулевой» столб, а в городах счет пути вели от почтамта. Впоследствии эти версты часто изменялись, что определялось царскими указами.

В 1817г. Александром I были введены стандартные деревянные верстовые знаки с нанесенными по бокам толстыми черными полосами. Это были те самые, пушкинские «версты полосаты». «На каждой требовалось означать число верст только от одной станции до другой, и то одними крупными цифрами, а расстояния до городов и других надписей, одну лишь пестроту составляющих, вовсе на них не делать». На некоторых таких столбах устанавливали свечки под деревянным навесиком — крышей, чтобы в плохую погоду путники не заплутали и не потеряли дорогу.

10897979_382796445239787_8584370543480490657_n

11059628_382796561906442_1141351288323631511_n 11091232_382796295239802_7234133304270674027_n
На каждой почтовой станции на нулевом столбе можно было прочитать название населенного пункта и расстояние от ближайшего крупного города или от столицы. Такой столб сохранился в Киеве на набережной Днепра у здания бывшей почтовой станции. Подойдя поближе, узнаем, что от нынешнего Санкт-Петербурга до Киева 1132 версты.

До революции большинство наших дорог было маркировано верстами, но с переходом на метрическую систему они оказались ненужными. Сегодня километровые столбы предельно просты и часто лишены цифр. А ещё чаще их вообще не сыскать по всей дороге. Встречаются они лишь по крупным магистралям, а на прочих такая же редкость, как хотя бы в XVIII в. А об архитектурных или эстетических достоинствах нынешних «верстовых столбов» говорить излишне.

До нашего времени практически не сохранилось свидетельств дорожного хозяйства Одессы. Но еще в первые годы становления Одессы, из города почтовый тракт был направлен в сторону Маяк и Тирасполя – населенные пункты, которые в то время уже давно существовали. По этому тракту были установлены через каждые 500 саженей (1,0668 километра) указатели – верстовые столбы. И первые верстовые столбы на юго-западе Одессы 1 сентября 1798 года появились по решению городского магистрата.

До наших дней сохранилось название развилки «Два столба», через которые в город направлялись многочисленные чумацкие фуры с зерном. И, если мы туристический край, о чем неустанно заявляют чиновники любого ранга, то было бы очень важно воссоздать этот уникальный памятник архитектуры. И тогда, как сами одесситы, и особенно наши гости, не раздумывали и не гадали бы над тем, а где же, все-таки, эти два старинных верстовых столба, на развилке трех современных опор, где размещен пост ГАИ?

Почему то в Северной Пальмире – Санкт-Петербурге и сегодня сохранилось и находится под охраной государства 28 верстовых столба, а в Южной Пальмире — Одессе, есть одно лишь название, а самих столбов нет. Было бы неплохо, если бы управление по туризму, проявило бы инициативу по воссозданию такой уникальной достопримечательности культурного наследия Украинского Причерноморья, как верстовые столбы, на въезде в г. Одессу.

Фото: Иван Русев