OIFF_2016-07-16_OIFF-2016 Opening Ceremony_img_5519_1468686422_5520

Заметки,ОМКФ

Пост-ОМКФ: письмо к зрителю

2 Авг , 2016  

О традиции общения зрителей с творческими группами или гостями. По мотивам реальных событий.Заранее приношу свои извинения, если написанное ниже кого-то заденет, — я искренне не хочу никого обидеть, и все далее изложенное касается не только зрителей ОМКФ. Очень не хотелось бы нажить себе недоброжелателей, но на эту тему у нас как-то не очень принято говорить, а, на мой взгляд, это важно.

Презентация фильма

Презентация фильма «Человек», реж. Янн Артюс-Бертран (Франция, 2015, 143 мин). Фото с сайта ОМКФ.

Дорогой сосед по креслу!

После того, как ты половину фильма проторчал в своем прекрасном телефоне с поразительной яркостью экрана в социальных сетях, тебе, наверное, будет очень интересно узнать у создателей этого фильма, о чем же он был. Чтобы не спалиться перед творческой группой, что фильм прошел мимо тебя, попробуй вначале загуглить на все том же телефоне (если заряд уже не сел, конечно) синопсис и как зовут тех, к кому ты будешь сейчас обращаться. Людям приятно, когда их называют по именам.

Только не руби с плеча, пожалуйста, что-то вроде «сформулируйте в одном предложении, о чем ваш фильм». Во-первых, этот вопрос вызывает у режиссеров трудно контролируемое желание развернуться и уйти – понимаешь, просто они считают, что если фильм можно сформулировать в одном предложении, то и снимать его было незачем. А во-вторых, вернемся к моему первому совету – попробуй погуглить синопсис, другие люди уже постарались и очень кратко изложили кое-что об этом фильме. Как правило, читается синопсис быстро и легко.

Если после прочтения синопсиса у тебя все же осталось желание задать вопрос, тогда, пожалуйста, сформулируй его перед тем, как начать говорить в микрофон. Несомненно, у тебя очень интересная карьерная история и вообще взгляд на мир, твои советы по уменьшению хронометража фильма, конечно, очень ценны и компетентны. Но, знаешь, часто режиссеры думают, что своим фильмом они высказываются и вступают в диалог со зрителями, а значит, каждый кадр и каждый план в этом фильме на своем месте и с нужной режиссеру, не случайной длительностью. Поэтому, когда им говорят «короче, Склифосовский!», они могут почувствовать острое одиночество и обиду, развернуться и уйти.

Элли Тринг, исполнительница главной роли в фильме

Элли Тринг, исполнительница главной роли в фильме «Загар», реж.Аргирис Пападимитропулос (Греция, 2016, 105 мин). Фото с сайта ОМКФ.

Пока ты формулируешь вопрос, не забудь, пожалуйста, что есть что-то вроде личного пространства у каждого человека, в том числе режиссера, актера и любого члена съемочной группы – они тоже люди. Попробуй примерить на себя вопрос, который ты хочешь задать – тебе нормально было бы отвечать на него перед залом незнакомых людей? Давай порепетируем. Вопрос «как Вам далась сцена насилия на съемках?» — еще кое-как пойдет. А вопрос «переживали ли Вы в реальной жизни насилие?» — уже too much, красная лампочка. Милая актриса, которая преодолела из дома сюда тысячи километров, чтоб услышать этот твой вопрос, конечно, выкрутится и постарается ответить максимально обходительно, но знай, что это все ее высокий профессионализм – внутри у нее сейчас пульсирует, скажем так, недоумение. Если не веришь, посмотри налево, направо, на модератора или переводчика – квадратные глаза окружающих не дадут мне соврать.

Подумай, тебе все-таки точно есть что спросить? Под «спросить» я имею в виду задать вопрос, ответ на который тебе вправду интересен. Не хочу пугать или как-то грузить, но если ты задаешь вопрос и тут же, отдав микрофон, хватаешь сумку и уматываешь, потому что через минуту отходит халявный автобус к другой фестивальной локации, то члены съемочной группы в эту секунду могут ощутить всю бесполезность и тщетность бытия. А волонтер, который бежал к тебе через ползала с микрофоном, запомнит тебя в лицо.

Если ты точно знаешь, что тебе все же есть что спросить, вернемся к необходимости сформулировать вопрос до того, как ты начнешь говорить в микрофон. Человек разумный существует примерно 45 тысяч лет – за это время в большинстве языков мира накопилось достаточное количество слов, выражающих максимальный объем смыслов. Не придумывай ничего нового, воспользуйся привычным. Например, не стоит навешивать на слова новые значения, которые понятны пока что только тебе, — это значительно оптимизирует общение.

Творческая встреча с режиссером Кристианом Петцольдом. Фото с сайта ОМКФ.

Творческая встреча с режиссером Кристианом Петцольдом. Фото с сайта ОМКФ.

Но, дорогой сосед, у нас гораздо серьезней проблемы, если мы с тобой встретились не на фильме, а на мастер-классе. Коварность таких мероприятий в том, что режиссеры, актеры, все, кому предстоит провести мастер-класс, полагают, что человек, принявший решение потратить два часа своей жизни на творческую встречу с ним, уже знает хоть что-то о его деятельности. Поэтому начинай гуглить информацию о ведущем мастер-класса с первых минут мероприятия.

Только не паникуй! Если гугл тебе так и не подсказал, что же такого спросить у гостя, прошу тебя, не ломай дров: универсальное «как Вы оцениваете украинское кино?» — на самом деле, не всегда универсально и уместно. Например, если мастер-класс ведет какой-то зарубежный кинематографист. Давай откровенно – а как тебе украинское кино, сколько раз в году ты ходишь в кинотеатр на отечественную картину? Поверь мне на слово, заграницей с показами украинского кино дела не лучше, к сожалению. И пока гость отвечает тебе вежливым «я думаю, что у украинского кино еще все впереди», внутри он наверняка чувствует себя пакостно, тщетно стараясь вспомнить, не пропустил ли он на последнем фестивале какую-либо украинскую премьеру. Давай не ставить ни гостя, ни себя в неловкое положение. Вот будут у нас появляться десятки прекрасных сильных картин в год – тогда пожалуйста, всем встречным задавай этот вопрос. А пока что иногда лучше его не поднимать.

Милый сосед по креслу, и напоследок у меня есть для тебя один старый проверенный рецепт, как не оплошать на встречах с творческими группами. Попробуй приложить самую малость усердия над собой и проявить настоящее, искреннее любопытство – то есть не желание покрасоваться и поговорить в микрофон, а желание что-то узнать новое и интересное. Поверь, тогда приятней будет всем – и тебе, и съемочным группам, и другим зрителям в зале, и модераторам с волонтерами.

С любовью,
увидимся в зале.

, ,