11149375_1116513795043318_3799437430806626744_n

Заметки

Про украинское кино на ОМКФ

31 Июл , 2015  

Каждый год кинофестиваль показывает зрителю новые картины со всего мира. Но, как правило, национальный конкурс ожидается сильнее международной программы, так как он представляет результаты работы украинских кинематографистов, которые презентуют не только своих авторов, но и нас самих.

В этом году в конкурсной национальной программе принимали участие шесть разных, но в тоже время схожих, украинских картин:

  • CAPTUM (LAT. ПЛЕН) режиссер Анатолий Матешко
  • ВАГРИЧ И ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ режиссер Андрей Загданский
  • ДИББУК. ИСТОРИЯ СТРАНСТВУЮЩИХ ДУШ режиссер Кшиштоф Копчински
  • ЖИВАЯ ВАТРА режиссер Остап Костюк
  • ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ режиссер Ева Нейман
  • ПОЛЁТ ЗОЛОТОЙ МУШКИ режиссер Иван Кравчишин
Песня песней

Фильм «Песня песней»

Главным триумфатором стала «Песнь песней» Евы Нейман, которая победила в обеих программах: в международной и национальной. Эта картина очень похожа на притчу-сказку без начала и с достаточно неясным концом. Весь фильм как бы существует в невесомости времени, он тонет в мареве сказки и дымке ускользающего детства. Создается ощущение, что беспечность происходящего мимолетна и скоро все рассыпется как хрупкий яблоневый цвет.

Неспешная хорошо продуманная картинка должна была бы увлечь зрителя, поместить его в состояние сладкого ностальгического анабиоза, но это случилось не со всеми. Мы ищем в нём разгадку, а фильм опять же просто «переживает» прошлое, но никак не ищет в нём ответов про наше настоящее.

«Жива ватра» для многих была фаворитом в национальном конкурсе. Документальная красивая полноценная объемная история о последних овчарах украинских Карпат. Охватывая несколько поколений мужчин, которые занимались этим делом, повествование ведет нас по всей истории этого непростого древнего ремесла, которое на сегодняшний день является почти утраченным. Эта документальная картина хороша тем, что она не эксплуатирует давно полюбившийся кинематографистам и другим людям искусства образ жителей Карпат; не спекулирует на теме, а просто фиксирует происходящую вокруг жизнь. Правда, как признались сами авторы фильма, там имеются элементы постановки, но в кадре этого не чувствуется. Ты просто становишься свидетелем трагедий и достижений человека, свидетелем чьей-то жизни.

Жива ватра

Фильм «Жива ватра»

Другая документальная картина «Диббук. История странствующих душ» совсем не похожа на предыдущую работу. Это не первый и, как показывает Питчинг, не последний фильм, посвященный теме хасидов в Умани. Основная проблема данной документальной работы в том, что по сути мы видим репортажную съемку с места событий, а не Кино. Здесь нет выделенных героев, последовательной линии повествования, есть только фиксация отдельных событий и импровизированные интервью. Фильм немного шокирует высказываниями и действиями отдельных персонажей (как украинцы, так и хасиды удивляют своей предвзятостью и узколобием). Наверное, именно поэтому он и считается провокационным, но при этом глубоко на ситуацию ему не удается повлиять; у зрителя не рождается чувства включенности в процесс, сопереживания. Именно «репортажность» фильма дает ощущение просмотра растянувшегося телевизионного сюжета, после которого ты просто идешь дальше заниматься своими делами.

Диббук. История странствующих душ

Фильм «Диббук. История странствующих душ»

Про неоднозначный, жесткий и «непривычный» для украинского кинематографа «Плен» уже писали наши авторы. Своей неумелой и, скорее, неуместной эстетизацией жестокости, он действительно удивил. Скорее всего, мотивом к его созданию, стала война на Востоке. Однако фильм поднимает вполне универсальную для всех военных конфликтов тему тягостного ожидания, плена, в котором находятся все его участники. Несмотря на внутреннее желание закончить абзац на чём-то «высоком», это сделать не представляется возможным, так как картине невозможно простить наигранность актеров и плоскость героев. Почему-то создалось впечатление, что с фильмом спешили, что-то недоделали, переиграли, ускорили. И, в итоге, всё выглядит более чем странно. Очевидно, что мы ещё не умеем показывать насилие с пугающе спокойной давящей жестокостью, от которой хочется выть, плакать или забиться в угол, как это хорошо показано в колумбийском фильме «Насилие» Хорхе Фореро. Нашей жестокости не веришь, ей хочется сопротивляться, а «их» — делает тебя бессильным и опустошенным.

Про фильм о Вагриче сложно говорить, поскольку нужно быть его поклонником, любить или хотя бы быть знакомым с его творчеством. Поскольку это именно тот вариант, когда фильм содержит в себе тонну персонифицированной, конкретной, направленной определенному зрителю информации. Несколько лет назад этот проект был на Питчинге ОМКФ. Тогда идея была ещё на стадии разработки – радует то, что режиссер смог довести дело до конца и показать свой фильм широкой аудитории.

Вагрич и чёрный квардрат

Вагрич и чёрный квардрат

Последней «сказкой» в программе национального конкурса можно считать фильм «Полёт золотой мушки», о девочке-поэтессе, которая рассказывает три истории, что произошли в её селе. Здесь соединяется сказочность повествованиям с беспощадной эксплуатацией темы карпатского украинского села (овцы, водка, супружеские измены, пьяный дед и т.п.), но, правда, история с футболом является нетривиальной для данного контекста. Стоит надеяться, что история о девочке-фантазёрке всё-таки найдёт свою аудиторию, ведь не зря же Госкино выделило на её создание 8,5 млн. грн.

Полет золотой мушки

Фильм «Полет золотой мушки»

Помимо основного конкурса была еще программа украинских короткометражек и Питчинг будущих украинских проектов, которые достойны, пожалуй, отдельного обзора. Но суммарный итог по украинской части кинофестиваля наводит на следующие размышления. Уже 25 лет украинский кинематограф пытается найти своего героя, отыскать зачатки национальной идеи, но все эти поиски настоящего и будущего уводят украинских кинематографистов в сторону от сущего. Пытаясь переосмыслить сегодняшний день часть уходит в «историческую реконструкцию» жизни села, что в целом объяснимо, т.к. украинская культура, это прежде всего сельская культура. Однако большинство освещает эту тему достаточно плоско и односторонне. Другая часть украинских кинематографистов стремится отображать реальность такой какая она есть, при этом не предпринимая попыток её переосмыслить, искать её истоки и какие-то решения. «Чернуха» и «село» на сегодняшний день являются биполярными центрами в современном украинском кино. На этом кинофестивале мы стали свидетелями того, как сказочные и сельские сюжеты превалировали над «чернушным» контентом. Такая ситуация, хоть и не является идеальной, всё же немного радует.

Однако, не стоит обольщаться на тему позитивной динамики украинского кинематографа. Питчинг показал, что из 10 прошедших отбор проектов ровно половина была про войну (историческую, Вторую мировую, сегодняшнюю). Эта тенденция заставляет задуматься о двух вещах: во-первых, неужели мы сможем понять, объяснить и переосмыслить сегодняшних себя исключительно через призму старых и новых военных конфликтов, неужели это и есть наше Зеркало, наша национальна терапия. И, второй, не менее печальный вопрос. Возможно кинематографисты, как и многие в мире, пытаются «заработать» на войне, поскольку эта тема точно должна трогать сердца людей.

Вопрос здесь даже не в том, что плохо или хорошо рассказывать истории о войне и смерти, просто, возможно, хватит констатировать факты, пора начинать искать ответы. Большие надежды возлагаются сегодня на молодых кинематографистов из конкурса короткого метра. Кажется. у них есть задатки задавать правильные вопросы; надеемся ответы они будут получать не менее правдивые.

, , ,