Фильм

Заметки

Танцы двоих в фильмах «Огонь» и «Хор» на берлинском кинофестивале

13 Фев , 2015  

Продолжая своё путешествие по 65-му Берлинскому кинофестивалю, становится всё сложнее выделять одни картины и отбрасывать другие. Конечно, тут случается всякое: и авангардная китайская комедия «Gone with bullets», и шведский балаган лесбийской рок группы в фильме «Dyke Hard», но, в основном, попадаются фильмы, от которых сложно отказаться, и про которые сложно не писать. Одними из таких для меня стали аргентинский фильм «Огонь» и канадский «Хор». В обоих фильмах главную роль исполняет пара – мужчина и женщина – характеры и истории у них разные, герои разные, но обе пары очень естественно и честно отображают мир не идеальных отношений; реальный мир.

«Огонь» (The Fire), реж. Хуан Шнитман, 2015, 95 мин.

Название, конечно же, носит метафоричный характер, отражая общее настроение картины и сам аргентинский темперамент главных героев. Собственно идея проста – мы вместе с молодой парой Люсией и Марчело, проживаем 24 часа из их жизни. Один день, который начинается с утренних заигрываний и смеха, а заканчивается насилием, слезами и расставанием.

Сегодня они должны были подписать документы на покупку собственного дома. Их нынешняя съемная квартира уже завалена коробками с вещами, они не первый день живут на чемоданах и, вроде бы, отчаянно жаждут совершить следующий шаг в отношениях. Но мелкая ссора становится той самой искрой, которая разжигает огонь сомнений: насколько крепки их отношения, куда делись доверие и искренность, и есть ли еще между ними любовь? А где же действительно она, если вместо радости от переезда и праздничной «бутылки виски», всё сводиться к скандалу из-за денег и драке. Героиня первой задается этим вопросом, тем самым переворачивая всё в своей жизни и жизни Марчело.

Фильм

Фильм «Огонь», реж. Хуан Шнитман

Страх одиночества и боязнь перемен держат вместе очень много пар, так живут и умирают миллионы семей по всему миру. Сделать первый самый сложный шаг к расставанию невероятно сложно, потому, что это разрушает всё то, что было уже построено до этого: совместные планы, поездки, походы на дни рождения, общие друзья. Всё это теперь должно разрушиться, а друзья поделиться. И получается, что если два года (5-7-10 лет) жизни/планов/улыбок/отношений можно легко разрушить за сутки, значит ли, что всё это время было, по сути, потрачено зря? Значит ли это, что мы не любили, а всего лишь жили в иллюзии любви, жили вместе, потому что всё шло «по плану» и не было нужды что-то менять.

Сложность отношений всегда заключается в том, что в это совместное «дело», свои личные планы и надежды нужно делить с кем-то другим и тоже прислушиваться к его желаниям. Отношения, это танец двоих, которые добровольно хотят быть вместе. Но часто бывает именно так, что желания одного звучат всё громче и чаще, а мнение другого кажется всё более незначительным и когда этот «другой» рушит твои планы на «запланированную жизнь» становиться страшно, больно и невероятно обидно.

Всё это напоминает мне ситуацию, когда невесте или жениху перед свадьбой друзья/родители говорят, «если хочешь, мы всё отменим, остановим и просто пойдем домой, как будто ничего не было». Так говорят очень редко и еще реже люди признают свою ошибку и готовы отказать от потраченных усилий и средств. Как правило, несмотря ни на что, мы говорим «да» и идем вперед одолеваемые сомнениями, тешим себя надеждами что «это мне показалось» (по сути не важно что именно) … ведь так правильно, мы же не зря планировали свой завтрашний день, его же нельзя так просто разрушить, даже если это кажется правильным и необходимым.

 

 «Хор» (Chorus), реж. Франсуа Делиcле, 2015, 97 мин.

Вторая картина кардинально отличается от первой – она черно-белая, в ней мы перемещаемся из солнечной Мексики в холодную Канаду, нашим героям за сорок, они были когда-то женаты, когда-то были семьей, когда-то у них был сын, который 10 лет назад пропал и вот, наконец, полиция нашла его останки.

Исчезновение ребенка – это невероятное испытание для любой семьи, каждый испытывает вину за то, что сказал и не сделал. Отношения между героями строятся очень нежно и аккуратно, они взрослые люди которые застряли в одной точки невозврата: Она – за 10 лет так никого и не встретила, не завела семью или даже собаку, Она поет в хоре и только там находит успокоениею. Он – не смог жить с постоянной печатью скорби и уехал в Мексику, Он перебивается случайными заработками, встречается с девушкой, наслаждается океаном и тишиной, но боль утраты его тоже не отпускает – они оба помнят. Каждый из них живет своей жизнью, но они имеют общую рану в сердце.

Фильм

Фильм «Хор», реж. Франсуа Делисле

Говорят, общее горе сближает, но при этом люди обычно забывают насколько все разные, насколько мы отличаемся от тех, кого сознательно выбрали в спутники жизни; от тех, с кем прожили годы, строили дома, клеили обои и растили детей. Каждый человек – это целая планета, которая по-разному воспринимает события, которая даже при большой любви и абсолютном принятии будет всегда отличаться от нас. Мы чувствуем себя покинутыми, оставленными и ненужными, если наша вторая половинка ведет себя не так как мы, если решает «уйти» тогда, когда для вас единственный вариант это «остаться». И именно в этот момент вы начинаете «танцевать» отдельно, каждый из вас продолжает свой самостоятельный одиночный танец.

Со временем, говорят, приходит переосмысление всего: отношений, трагедии, расставания, любви. Не все умеют холить и лелеять свою внутреннюю боль, просыпаться с ней и продолжать жить. У каждого, даже у самого близкого и любимого человека, свой путь; в этой поездке, как и во многих, мы одиноки.

Нам всегда говорят, что любовь может преодолеть всё, что она способна на многое, она лечит раны и спасает жизни, она поднимает больных и мотивирует жить. Но все часто забывают, что любовь это «универсальное оружие», которое так же может причинять боль, разрушать и убивать. Любовь это не универсальный клей, который сможет заклеить любые раны и трещины, она только служит основой, которая соединяет сердца, а дальше всё зависит только от того насколько оба сердца чутки друг к другу.

, ,