Заметки

В одесском музее открыли выставку графики Натальи Володиной-Панченко

10 Янв , 2014  

Сегодня мы открываем первую в этом году выставку. Это выставка киевского художника, здесь я следую за Анной Ахматовой. Перед нами сегодня, на мой взгляд, очень любопытная, очень интересная, очень интеллигентная выставка. Эти слова предваряли открытие первой персональной выставки киевского художника-графика в Одесском музее западного и восточного искусства, Натальи Володиной-Панченко.

Наталья родилась в 1954 году в Киеве, но давно и тесно связнна с Одессой. Её выставка состоит из самых разных работ, некоторые из которых связаны общей идеей, концепцией.

Пожалуй, одна из самых интересных частей это подборка старых фотографий родственников Натальи Володиной-Панченко под названием «Родовід».

«Зрителю предлагается, словно полистать старинный семейный альбом, запечатлевший любимые сердцу лица родных – дедушек и бабушек, мам и пап, сыночков и дочек» — такую аннотация Наталья написала к серии этих фото. Оригиналы более чем столетней давности дополнены авторскими графическими кружевами, ео вторжение минимально. Автор предупреждает, что главное не испортить старые снимки.

Можно чуть отретушировать, внести, по её словам «праздничного настроения», но осторожно, чтобы не нарушить магию старого снимка. А она есть, в этом сомневаться не приходится. Перед нами жизнь других людей. Они одновременно далеки (ведь их давно нет рядом), но одновременно и близки – чёткие и одухотворённые лица, видны характерные черты, эмоции, чувства.

Художник считает, что представленные фотографии это своеобразная «связующая нить между прошлым и настоящим. А может и с будущим, если кто-то познакомится с ними и почувствует насколько дороги близкие, которые рядом с нами и которые уже ушли», — уверена Наталья Володина-Панченко.

Значимую роль в творчестве Натальи Володиной-Панченко играет религия. На многих работах можно увидеть Киево-Печерскую лавру. Серия работ отображающих эту обитель православного духа объединена названием «Прикосновение под звон колоколов». — Мне очень хотелось этой серией передать боль, величие и красоту. Это переплетение веры и любви, – объясняет смысл своей серии художник.

В двух других залах музея представлены самые разнообразные работы киевского графика. Здесь присутствуют иллюстрации для книг, часто это художественные переводы. Всегда сложно перевести текст с иного языка, но наверное, ещё сложнее выразить емко и графически чуть послания заключённого в слова. С этой задачей Наталья Володина-Панченко отлично справляется, подтверждением тому – десятки книг, в которых она оживляла текст иллюстрациями.

Есть и небольшие портреты, выполненные в различной технике, используется разный материал, но каждый сюжет прописан мастерски. Минимализм цвета с лихвой окупается чёткостью и лаконичностью образа. Наиболее притягивающими выступают женские образы: «Чекання на агронавта», серия работ «Приречені кохати».

Безусловно, выставка заслуживает внимания. И хотя имя автора почти не известно в Одессе, работы говорят сами за себя. Их простота и чёткость подкупают. Здесь нет места отстранённому, холодному созерцанию. Каждое произведение по отдельность и в концептуальном единстве вызывает на диалог. В особенности это касается работ с использованием фотографий – живых отголосков прошлого.

, ,