Лав Диаз – режиссер, чья деятельность может стать ключевым примером бескомпромиссного искусства. Его фильмы длятся по четыре и больше часов, что нередко ставит в ступор фестивальных отборщиков, дистрибьюторов, да и зрителей. При этом, Диаз – давно хороший гость фестивалей в Роттердаме, Локарно и Торонто. Его фильмы о филиппинской истории, о борьбе за независимость и постколониализме – все это затрагивает вопросы идентичности, нации и национализма. Но, вместе с тем, картины обладают колоссальной свободой и оживляют самую светлую и мягкую любовь режиссера к своей стране. В прошлом году его «От предшествующего» получил главный приз Локарно. В этот раз филиппинский живой классик впервые будет бороться за берлинского «Медведя».
A Lullaby to the Sorrowful Mystery — 8-часовая история о событиях филиппинской революции 1896-1898 годов. Начавшаяся тогда борьба филиппинского народа против испанского колонизатора закончилась обретением свободы. Но независимость продлилась всего несколько лет – уже через три года США обратили Филиппины в свои владения. Этот недолгий период, когда Филиппины добились и затем утратили свою политическую и культурную независимость стал одним из ключевых исторических периодов, к которому много обращаются как в гуманитарных исследованиях, так и в искусстве. Для Лав Диаза этот промежуток времени – скорее, как спутанный клубок мифов и действительности. Мистическая черно-белая A Lullaby… вращается вокруг одного из лидеров революции – Андреса Бонифасио-и-де-Кастро, тело которого пытается отыскать вдова.
2. Ta’ang, реж. Ван Бин
Фильм еще одного радикального режиссера будет представлен во внеконкурсной официальной программе Форум – «Та’анг» Ван Бина. Его предыдущую картину «Пока безумие нас не разлучит», пожалуй, можно назвать главным фильмом об одиночестве. Строго документируя жизнь обитателей психиатрической больницы, Ван Бин вырисовал картину о людях, которые в какой-то момент своей жизни оказались просто не нужны родным и обществу. Здесь безумие стало не столько причиной или последствием, сколько перманентным состоянием – как тех, кто оказался в клинике, так и тех, кто туда определил своего близкого человека. «Та’анг» — фильм о людях, спасающихся от войны в Мьянме. Без надстроечного анализа Бин вновь пускается документировать взаимоотношения и потребность людей друг в друге.
3. Голубое платье, реж. Игорь Минаев
Новая картина Игоря Минаева будет представлена в параллельном событии – неделе кинокритики. Украинский режиссер, который снял один из самых чувственных фильмов 90-х годов «Первый этаж», сейчас живет во Франции. «Голубое платье» — фильм о переосмыслении прошлого ушедшей матери некоего юноши в Париже, состоящий из отрывков прошлых фильмов Минаева. В фильме сплетаются как рефлексии о собственном творческом пути, так и о советском прошлом Украины.