Фестиваль «Odessa Classics» дал возможность не только послушать музыку в исполнении великолепных музыкантов, но и посетить мастер-классы известных культуртрегеров и журналистов, выставки, посвященную музыке («Ройтбурд. Вариации» в Одесском музее Западного и Восточного искусства, «След Орфея» в Музее Шустова). Больше всего зрителей собралось в четвертый день фестиваля на синтетический проект Влада Троицкого и Алексея Ботвинова «Искусство войны» при поддержке ансамбля солистов «Артехатта» (Киев) и киевского театра «Дах».
…Мы не узнавали привычный зал Одесской филармонии. Его узорчатые стены были подсвечены красными лампами в нескольких местах, по потолку пробегали кровавые сполохи, создавая тревожное настроение. Я, как и многие постоянные зрители, приятно удивилась тому, что можно сделать из традиционного пространства – всего лишь с помощью интересной идеи и световых эффектов.
Музыканты были вознесены на специальный помост – на второй этаж сцены, специально выстроенный из конструкций. Актриса, размеренно и несколько монотонно читавшая с планшетного экрана текст из старинного китайского трактата «Искусство войны», сочиненного в V веке до н.э. стратегом и философом Сунь-Цзы, сидела на краю сцены, глядя в паузах на зал уставшим взглядом. Высказывания Сунь-Цзы о войне, звучавшие из девичьих уст так спокойно, даже вяло. Удивительно совпадали с происходящим сейчас в Украине. Зал сидел и слушал, почти не дыша – так попадали в точку слова о том, что такое война, как понять, сдается ли противник, как вести себя на поле боя, какой военоначальник может считаться хорошим…
Поддерживали актрису танцоры, исполнявшие под слова диктора и под музыку, исполняемую «Артехаттой» (струнные инструменты) и Алексеем Ботвиновым (рояль), «впечатления о войне» — ужас, тревога, страх, бегство, ссоры, примирения, поиски укрытия, пожар – вся гамма чувств, которую приходится испытать тому, кто попадает в жерло войны… Звучала музыка Баха. Генделя, Шнитке, Пярта, Гласа – узнаваемо, но как же ярко и пронзительно все это звучало…
Очень удачным было сочетание видеоряда на баннерах, составляющих убранство сцены, в конце второго действия баннеры уступили место родным стенам филармонии, и оказалось, что они воспринимают видеоряд не менее интересно – сцена стала совершенно неузнаваемой. И ей это шло, если можно так выразиться. Влад Троицкий показал очень хороший пример того, что можно сделать в нашей родной и знакомой филармонии.
На следующий день фестиваль дал возможность подискутировать о современных синтетических жанрах искусства – в применении в нашей Одессе. Мы собрались в зале музея Западного и Восточного искусства.
Дискуссия оставила странное впечатление. С одной стороны, Влад Троицкий, с его опытом неоднократного проведения Гогольфеста и удержания на плаву киевского театра Дах, работой в многочисленных проектах за рубежом. С другой – мы, одесские культурные деятели и неравнодушные к этому зрители. Иногда было стыдно за нас. Мы не умеем услышать совет, мы говорим только о своем… Нас жалко, но мы не умеем это увидеть… Руку спасения мы тоже не видим.
Есть такой средневековый фарс – «О подагрике и двух глухих» — там каждый говорит о своей проблеме, в итоге все остаются при них, не помогая друг другу. Не объединяясь и не решая проблем. У меня было ощущение, что я смотрю версию этого фарса.
Смелые высказывания художника Александра Ройтбурда и Влада Троицкого тонули в речах других выступавших, и ведущий дискуссии Феликс Кокрихт не всегда мог направить её (дискуссию) в нужное русло. В самом конце дискуссии прозвучали вразумительные слова о том, что надо решать: нам «шашечки» или ехать? И это было очень вовремя, дискуссия повернула, казалось бы, в продуктивное русло, но уже было поздно, надо было заканчивать мероприятие.
Впечатление осталось, повторюсь, очень сложное. Одесса – город «уходящей натуры» или город «живой культуры»? Как совместить эти две грани культуры? Как сохранить «одесский дух» и «одесский миф» и при этом развиваться – вширь и вглубь. Чтобы не потерять молодое поколение? Именно об этом и пытались сказать Троицкий, Ройтбурд, Кременчуцкий и другие участники дискуссии, которые на своем опыте увидели, как можно сделать то, что, казалось бы, сделать невозможно в наших условиях.
Вечером — в пятый день фестиваля — в филармоническом зале нас ждал праздник старинной музыки, который нам подарил эстонский скрипач Андрес Мустонен и его ансамбль «Hortus Musicus».
Первая часть шоу — «Hortus Musicus» исполняли музыку средневековья, которая очень современно звучала, хотя была подвержена минимуму переработки. Звучали мужские голоса, Мустонен со скрипкой в руках подбадривал публику, «горячие эстонские парни» играли и пели – это было незабываемо.
А во втором отделении Алексей Ботвинов, Андрес Мустонен и его ансамбль «Art Jazz Quartet» сыграли джазовую программу «Bach Impressions». И мы плыли по волнам джаза, узнавая знакомые мелодии. А Мустонен спрашивал нас: «Узнали?» и смотрел с надеждой. И зал кричал: «Узнали!» И хлопал…
На такой ноте и закончился первый фестиваль классической музыки – необычный и очень позитивный – с нашими надеждами.
И уже хочется продолжения – будем мечтать о следующем фестивале!..