В Музее современного искусства Одессы (ул. Белинского, 5) при поддержке Посольства государства Израиль и Израильского культурного Центра с 3 марта по 3 апреля будет представлена выставка фотографа Ильи Гершберга.
Мы живем в обществе (вне зависимости от названия страны на данный момент), где уже почти 100 лет для описания конкретных событий истории довольствуются только двумя цветами, заменяющими друг друга, в зависимости от смены идеологических постулатов: Черный либо Белый. Других цветов нет… и не надо – так проще. Человеку легче давать радикальные оценки.
Но проходит время, и мы задумываемся над взвешенной оценкой прошедшего. Тогда становятся нужны очевидцы, готовые свидетельствовать. Максимально объективные. В этом случае, прежде всего, вспоминают фотографию. Ведь «проявлять объективность» и «смотреть на мир через объектив» — стили поведения, близкие по сути не только благодаря однокоренным словам. Метафора «фотографическая точность» — высшая оценка качеству отображения чего-либо.
В эти дни к нам возвращаются свидетельства черно-белой истории от Ильи Гершберга. Хотя, правильнее будет сказать, что они находились среди нас, но мы не обращали на них должного внимания.
С конца 50-х Гершберг создавал свою, будничную, не постановочную историю настоящей Одессы. Созданный им за 30 лет черно-белый портрет черно-белого времени уникален. Сохраненные образы фантастически точно иллюстрируют истинный «Одесский миф».
С начала 60-х особый интерес у художника начала вызывать жизнь одесского неофициального арт-мира. Именно он — автор дошедшего до нас фото легендарной «Заборной выставки» 1967 г. (более того: в ходе подготовки к выставке в МСИО была обнаружена еще одна фотография этого важнейшего для истории культуры события!). Много фотопортретов одесских нонконформистов и их друзей выполнены И.Гершебргом. Перед нами портреты той самой истории нового искусства Одессы, созданного этими, тогда еще очень молодыми и никому не известными, людьми.
«Фотоработы Ильи Гершберга отражают память о времени – каждая фотография в деталях пропитана культурными, эстетическими и историческими особенностями ушедшей эпохи. Работы такого уровня может творить только человек, превративший свое творчество в любимое дело всей жизни», — Д-р Болеслав Ятвецкий, Первый Секретарь Посольства Государства Израиль в Украине.
«Когда мы были молодые… Как приятно иногда оглянуться и увидеть всех молодыми. Преисполненными планов, романтичными и ироничными, неунывающими. Да, они были такими. Одесские художники шестидесятых- восьмидесятых. И такими остались на фотографиях Ильи Гершберга.
Несколько слов об авторе этой фотовыставки. Он мой друг, я могу быть необъективен, и всё же… Всегда считал Эдика Гершберга замечательным мастером.
Кстати, об имени. По паспорту он Илья, но дома родители звали его Эдик, мы, друзья, — Дик. Такое вот разнообразие имен.
Гершберг окончил Одесский политехнический институт. Инженер-литейщик. Уже в институте, а было это давно, я видел у него в руках фотоаппарат.
Позже он познакомился с Дмитрием Зубрицким, вошел в фотоклуб «Одесса», работал на «Полиграфмаше». Был активным фотохудожником, много снимал, участвовал в выставках – областных, международных – натюрморты, ню, пейзажи. Много экспериментировал с печатью, добивался большей объемности фотографии. Своеобразной школой был чешский журнал «Фотография» и общение с замечательным московским фотомастером Александром Виханским.
С начала 60-х годов я брал Дика к одесским художникам – на «среды» к Олегу Соколову, на «лотереи» к Ануфриевым… Вначале он испытывал некоторую неловкость при фотосъемке художников и их натурщиц. Но потом преодолел свою застенчивость и начал делать портретную галерею одесских нонконформистов и тех, кто не вписывался в гладкую схему соцреализма.
Мне удалось уговорить Гершберга бросить «Полиграфмаш» и полностью «отдаться» фотографии. Он возглавил фотолабораторию в Одесском театрально-художественном училище и читал там лекции по фотомастерству. Уехав в Израиль в 1991 году, продолжал фотографировать, став корреспондентом газеты «Время», а с 1992 года газеты «Вести». И там тоже выставки. Последняя – в прошлом году в музее русского искусства имени Цетлиных в Рамат-Гане.
Вернусь в шестидесятые-восьмидесятые. Молодые прекрасные лица одесских художников. Нет у меня ностальгии по прошлому. Но молодость прекрасна вне политических, социальных условий. Думаю, это можно ощутить на снимках», — журналист и культуролог Евгений Голубовский.