Музей современного искусства Одессы 27 декабря 2014 года открывает новый зал – «Художник и Город», посвященный взаимодействию художника и окружающей его среды обитания. В демократических странах художественные интервенции в городскую среду давно стали предметом искусствоведческих исследований и активно участвуют в повседневном процессе интеграции искусства и жизни, а произведения попадают в галереи и музеи. На постсоветском пространстве, в Украине, в частности, «искусство улиц» до сих пор существует за границами институционального поля — в качестве стихийной альтернативы официальному искусству. Открывающийся в МСИО зал является первой попыткой осмыслить и представить в музейном формате современные художественные практики, создающие новый способ выражения — непосредственное взаимодействие зрителя и художника в городской среде.
Одной из наиболее эффективных практик такого взаимодействия является акционизм — вторжение художника в публичное пространство, провоцирующее власть реагировать, а зрителя — критически мыслить».
В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать свои картины на заборе у Оперного театра. Просуществовав менее одного дня «Заборная» выставка позволила молодым художникам по-новому взглянуть на свои возможности и формы творчества.
В 80-90-е годы в Одессе произошел всплеск акционистской активности. В 1984 году художники прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, с плакатами «Они нам ответят за это». Отсутствие видимой политической составляющей не могло скрыть презрительно-ироническое отношение авторов к деградирующей политической системе. В 1987 году в сквере Пале-Рояль прошли акции: «В два счета» и «Разведка художественных залежей», в ходе которых художники швабрами отмывали («в два счета») сад от коммерческого искусства и теодолитами разведывали и измеряли залежи искусства настоящего. Проводились и другие не менее интересные акции. Реализованные художественные проекты существенно изменили местную социокультурную ситуацию.
В 2000-е годы сформировалось новое поколение художников, чье творчество еще более не вписывалось в рамки деградирующего «официального искусства». Художники, назвавшие себя арт-рейдерами, периодически скупали на Староконном рынке старые вещи и создавали из них художественные объекты, которые тут же экспонировали на тротуарах. Цель акций состояла в том, чтобы вовлечь в творчество самые разные группы населения, уничтожить разрыв между искусством и жизнью.
Граффити-художники (райтеры) также вовлекают жителей города в визуальный диалог в рамках городского пространства. Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного мира и перемещают в живой контекст улицы. Художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в стране, увеличивая активность жителей и формируя гражданское общество. Логическим развитием этого движения стало участие многих райтеров в акциях в поддержку Евромайдана.
В новом зале представлены экспонаты, фото и видео-документация акций художников, состоявшихся на улицах Одессы за последние 50 лет. Собранные впервые на одной площадке они, дают возможность осмыслить результаты того, как художник создает свое городское культурное пространство и как образы города в свою очередь воздействуют на сознание его жителей.
Открытие зала «Художник и Город» состоится в Музее современного искусства Одессы 27 декабря в 17.00 по адресу: Одесса, ул. Белинского, 5.
Художник и Город. Виктория Великодоменко
Человек отвоевывает у природы жизненное пространство (пространство как территорию) и осваивает его как существо природное и социальное. А результатом этой деятельности становится, словами Мартина Хайдеггера, рукотворный мир «человеческих поделок» – мир культуры.
Создаваясь человеком, городское культурное пространство получает самостоятельное существование. В свою очередь оно воздействует на человека через создаваемые знаки и тексты. Восприятие города как текста подтверждает, что тексты, посвященные определенному городу, влияют на него, так же как город влияет на тексты. Образы города находят свое воплощение в художественном творчестве, а художественное творчество создает образную панораму города, набор текстов, которые как бы «отражают» город. Это не только взаимовлияние, но и постоянная коммуникация между городом и художником, сотворчество, превращающееся в совместное художественное исследование, которое отражает реальные проблемы и интересы людей.
Главным стремлением художника в последнее время становится свобода творчества в “настоящих” местах, при коммуникации с “настоящей” публикой. Для этого ему необходимо выйти за пределы художественных институций, обычного для художника пространства, и встретиться с неподготовленным зрителем.
В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать публике свои картины на заборе у сквера Пале-Рояль, установленного в связи с ремонтом Оперного театра. Это был осознанный эстетический протест молодых художников против диктата выставкомов и худсоветов, протест, политически неангажированный.
В начале 80-х в Одессе формируется поколение художников-концептуалистов, чье творчество также не вписывалось в рамки официального искусства. Художники стали говорить о художественном произведении как о жесте в пространстве культуры. Местом презентации их работ были не только «квартирные выставки», но и акции в публичных пространствах, которые носили несанкционированный характер. Одна из таких акций «Они нам ответят за это» (куратор Леонид Войцехов) состоялась в 1984 году. Её участники (Леонид Войцехов, группа Перцы и др.) с плакатом «Они нам ответят за это» прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, и публично призвали к ответу неизвестных оппонентов. Такое объяснение совпадает с принципами исповедуемого одесскими художниками деконструктивно-абсурдного метода, избегавшего прямых аллюзий на политическую составляющую.
В 1987 году в Пале-Рояле состоялись две акции (куратор Леонид Войцехов), смысл которых состоял в иронично-абсурдном отрицании коммерческого искусства. Это были акции «В два счета» (Александр Петрелли, Игорь Чацкин, Константин Звездочетов, Леонид Войцехов и другие), когда художники швабрами и тряпками отмывали территорию Пале-Рояля от грязной (чисто коммерческой) деятельности в искусстве, и «Разведка художественных залежей» (Юрий Лейдерман, Игорь Чацкин, Александр Петрелли, Игорь Степин, Леонид Войцехов и другие), когда, вооружившись теодолитами, художники имитировали работу геодезистов и геологов в поисках настоящего искусства.
В 1997 году «Заборная» выставка уже была легендой местного художественного андерграунда, а В.Хрущ и С.Сычев новыми классиками. И тогда молодые художники (Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Мирослав Кульчицкий и Вадим Чекорский, и другие) реализовали проект «Сычик + Хрущик. Новая версия» (куратор — Андрей Тараненко) — своеобразный ремейк акции 67-го, разместив свои работы на таком же заборе у Оперного театра. Теперь уже под критику попал одесский нонконформизм, который к тому времени стал «официальным искусством».
В 2007 году заметным событием в художественной жизни Одессы стало начало реализации долгосрочного проекта «Арт-рейдеры» (куратор – И.Гусев). Он объединил одесских художников разных поколений и осуществил «рейдерский захват» Староконного рынка с целью интеграции современного искусства в городскую среду и взаимной коммуникации с социумом. Это место выбрано художниками неслучайно. Рынок, как элемент городской среды, является идеальным местом накопления, хранения и передачи информации. Это и история, и традиции, и образцы поведения, и городской миф. Здесь все еще можно услышать неповторимые обороты одесской речи, почувствовать особенности менталитета жителей города, их «жовиальность», характеризующую одесситов как людей темпераментных, общительных, отличающихся своей деловой смекалкой и чувством юмора.
На протяжении 2007-2009 гг. арт-рейдеры периодически проводили на Староконном рынке акции, суть которых состояла в том, что художники скупали на определенную сумму старые и не очень вещи и превращали их в объекты и инсталляции, которые тут же выставлялись. В каждой последующей акции менялся куратор и концепция. Некоторые акции были визуализацией одесских мифов. Например, проект Игоря Чацкина «Певчие птицы и лепнина» или проект Игоря Кушнира «Отцы и дети Клары Будиловской». За 2 года арт-рейдерами было проведено 20 акций. Участие в проекте приняли более 100 художников из Украины, России, Германии, Голландии, Израиля.
Арт-рейдеры в своих проектах отказались от всякого рода посредников в коммуникации с социумом — галеристов, арт-критиков. Они не были художниками или продавцами на Рынке, они были коммуникаторами. Их целью было переосмысление акционизма как средства общественной коммуникации. Вовлекая в процесс работы над проектом самые разные группы населения, художники пытались уничтожить разрыв между искусством и жизнью и создать произведение искусства не для публики, а вместе с ней.
В 2012 году в Одессе на ул. Торговой, 23 в помещении винного магазинчика открывается галерея «Окно». Небольшая площадь помещения не позволяла экспонировать работы на стенах и Дмитрий Дульфан, будущий куратор, проявляет одесскую смекалку — находит место для выставки в единственном окне магазина. Здесь выставляли свои работы Р.Громов, А.Казанджий, Л.Войцехов, Д.Дульфан и многие другие.
Это место, которое также не вписывается в контекст общепринятых выставочных пространств. Очевидно стремление художников к коммуникации с «людьми не искусства». Здесь важным является то, что внимание зрителя фокусируется не столько на объекте искусства, сколько на самом физическом окружении, в котором осуществляется художественный процесс, а также на более широком – социальном, культурном, политическом, экономическом – контексте и воздействии, которое оказывает на человека окружающая его среда.
В визуальный диалог в рамках городского ландшафта вовлекают жителей города и граффити-художники (райтеры). Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного пространства и перемещают в живой и непредсказуемый контекст улицы. Улица мыслит по-своему. У нее свой язык, свой код, который не совпадает с языками и кодами других пространств.
Для молодежи уход в субкультуру, и граффити здесь не исключение, зачастую связан с невозможностью решения возрастных задач подросткового периода в рамках традиционного общества. Защитной реакцией на эти проблемы чаще всего является самодистанцирование, которое характеризуется желанием и способностью отстраняться (прятаться) от собственных страхов. В результате социальной дезадаптации происходит социальное отчуждение личности, которое приводит к тому, что граффити-художники создают свой мир и живут в нем по своим правилам. Они «захватывают» забытое людьми общественное пространство, обживают, украшают и присваивают его через нанесение графических тэгов, решая при этом свои личностные проблемы. «Я ставлю тэг — значит я существую». С помощью рисунков райтеры реализуют желание быть услышанными. Это визуальное послание, обращенное как внутрь граффити-сообщества, так и предусматривающее диалог с «внешним миром».
Уличные художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в своей стране. Подобные визуальные послания меняют городское пространство, что увеличивает активность жителей и формирует гражданское общество в целом. Эти процессы начинаются с росписи стен своего двора, старого облупившегося дома, невзрачного забора или трансформаторной будки, и перерастают в акции протеста против незаконного строительства в общественных местах или в защиту архитектурных памятников. Логическим развитием этого движения является участие райтеров в акциях политического протеста против Системы, как например работа “30.11.2013” одесского художника Ангела.
Язык уличного искусства постоянно модифицируется, а художники не стоят на месте, осваивая новые медиа. Благодаря видео, фото-материалам, а иногда и воссозданию граффити на холсте (в случае уничтожения оригинала), будущее поколение узнает об этой странице истории искусства Одессы.