6

Анонсы

ОМКФ-2013: что посмотреть? (Часть 1)

2 Июл , 2013  

На следующей неделе стартует 4 Одесский международный кинофестиваль. Что не стоит пропустить – десятка must see. Часть 1.

В следующую пятницу Одесса погрузится в мир иллюзиона. Как уже стало традицией, кроме стен кинотеатров, искусство синема займет площадки open-air: на Ланжероновском спуске в этот раз «заиграют» шедевры Сергея Параджанова, Иржи Менцеля, на Потемкинской лестнице «Взойдет солнце» легендарного мастера немецкого киноэкспрессионизма Фридриха Вильгельма Мурнау. Кроме того, впервые фестиваль представит программу новых работ одесских кинематографистов, часть которых тоже можно будет увидеть под открытым небом на Ланжероновском спуске.

Вообще, надо сказать, программа ОМКФ этого года радует самим фактом обилия украинского кинопродукта (хоть и о качестве украинского кино говорить пока не приходится). В общей сложности, в действующей в этот раз системе трех национальных программ (помимо названной уже программы одесского кино – украинские национальные кинопремии в коротком метре и в полном метре) заявлено два с половиной десятка картин. Отдельного, как по мне – безоговорочного, внимания стоит новая работа Киры Муратовой «Вечное возвращение». Этот фильм открывает мой топ must see ОМКФ-2013.

«Вечное возвращение» реж. Кира Муратова, 2012

Любой, кто знаком с философией Ницше ближе, чем по стереотипным упрощениям в духе «бестселлера» Ирвина Ялома, вероятно первым делом отметит отсылку к ницшеанским концептам философии жизни. И – не ошибется. Еще во время премьеры картины на Римском кинофестивале в прошлом году, режиссер не стала отрицать концептуальную связь с ницшеанством.

Коротко говоря, идея вечного возвращения заключается в наивысшей форме утверждения жизни (или же – способа бытия всего сущего, как впоследствии сформулирует Хайдеггер): когда через десятилетия-столетия кто-то такой же как я придет к такой же мысли, что и я, тогда, словами Ницше, произойдет «высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении – высшая точка мышления!».

Впрочем, сама идея вечного возвращения никогда не была окончательно им сформулирована, сам же философ находил в ней противоречие: с одной стороны, такое вечное возвращение утверждает жизнь в ее полноте, с другой – означает невозможность истинного развития. Помните, как у Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так, исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится все как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь».

Как ницшеанские идеи воплотились в картине Муратовой – предстоит еще увидеть. А вот в фабуле фильма и в самой работе над ним по праву царит вечное возвращение. История разворачивается вокруг двух старых знакомых, двух однокурсниках, которые давным-давно не виделись. Когда Он, наконец, приходит к Ней в гости, практически с порога просит совета: как быть, если Он любит и жену, и любовницу. Все Ее советы оказываются «мимо кассы», и Он уходит, хлопнув дверью – для того, чтоб вернуться… затем еще раз вернуться, и еще раз, и еще раз… Мытарства так и не прекращаются, постепенно превращаясь в фарс.

В кадре Муратовой – снова, уже ставшие неотъемлемыми для особой эстетики режиссера, Рената Литвинова, Георгий Делиев, Олег Табаков, Наталья Бузько, Сергей Маковецкий, Филипп Панов и многие другие. В «Вечном возвращении» второй раз, после «Мелодии для шарманки» звучит Земфира. Одним словом – вечное возвращение.
Я в числе первых буду занимать очередь в Фестивальный дворец (он же – академический театр музкомедии) на «Вечное возвращение» Киры Муратовой.

«Молода и прекрасна» реж. Франсуа Озон, 2013

Номинант на каннскую «Золотую пальмовую ветвь». А нужно сказать, что хотя Озон давно стал знаковой фигурой для современного французского кинематографа, в Каннах не особо жалуют его работы – со времен его «Бассейна» в 2003 году картина Озона всего второй раз попала в конкурсную программу Канн.

Чего не скажешь про другие фестивали: на Венецианском, Берлинском или же на Сезаре Франсуа Озон — не редкая птица. К примеру, в 2010 в Венеции Озон был номинирован на «Золотого льва» даже за свою, на мой взгляд, откровенно неудачную работу «Отчаянная домохозяйка» с Кэтрин Денев, Жераром Депардье и Фабрисом Лукини в ролях. За нее же режиссер был следом номинирован на приз зрительский симпатий Европейской киноакадемией и на лучший фильм на иностранном языке Британской академией.

По правде сказать, после «Отчаянной домохозяйки» было боязно смотреть прошлогоднюю картину «В доме» (а вдруг там опять стилизованная «Блондинка в шоколаде»)). Но легкая история вокруг учителя литературы и его ученика с задней парты (с «лучшего места в классе, где ты видишь всех, а тебя – никто») оказалась интересной.

Восьмиклассник Клод, с гремучей смесью богатого воображения, писательского таланта и бурлящих гормонов, под руководством учителя пишет книгу (а может и не книгу – с этим никто из двоих не определился) о доме своего одноклассника Рафа. Все дело в том, что семья Рафа привлекла жгучее внимание Клод тем, что они – нормальные. В смысле – Другие, Другие нормальные. Но особое внимание подростка-вуайериста пало на мать Рафа – «женщину среднего класса» Эстер… И тут, как говорится, Озона понесло. Исключительным киношедевром «В доме» назвать трудно, но в целом множество цитат и ссылок на тексты и работы писателей и других режиссеров делают свое дело – полтора часа зарядки для ума и увлекательного действа на экране.

В новой картине «Молода и прекрасна» Озон опять обратился к миру подростка. 17-летняя студентка Изабель (в исполнении Марины Вакт) – из довольно состоятельной семьи. На каникулах девушка переживает неудачный первый интимный опыт, и по возвращению домой пускается в освоение «древнейшего из ремесел» – проституции, от которой сама особого удовольствия не получает. Есть ли в фильме ответ на логичный вопрос «что молодую девушку из состоятельной семьи толкает заниматься делом, не приносящим ей особой радости?», вскоре увидим. Сам же Озон называет свою работу «портретом 17-летней девушки в четырех временах года и четырех песнях».

«Географ глобус пропил» реж. Александр Велединский, 2013

Главный призер сочинского Кинотавра этого года. Помимо того получил приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский, исполнивший главную роль), приз им. М. Таривердиева за лучшую музыку к фильму (Алексей Зубарев), и специальный приз жюри кинопрокатчиков.

Фильм снят по одноименному роману Алексея Иванова, который вместе с Павлом Лунгиным работал над сценарием к картине «Царь». В «Географ глобус пропил» речь идет о молодом биологе Викторе Служкине, у которого есть жена, есть маленькая дочь. Но, как бывает, нет денег. Отчего Виктор устраивается учителем географии в школу. И, опять же как бывает, не все гладко выходит – новый учитель вынужден пережить конфликты с учениками, с завучем… Но при этом, худо-бедно продолжает жить. И, как тоже бывает, влюбляется в свою ученицу – взаимно, но, понятно, трагично.

Из всего понятно, что персонаж Хабенского – герой мечущийся. Сразу всплывают перед глазами далевские Зилов из «Отпуск в сентябре» и Лаевский из «Плохой хороший человек», или же Макаров Олега Янковского из «Полеты во сне и наяву» Балаяна… Что, кстати сказать, меня интригует. Поскольку памятуя предыдущие работы Велединского, такие вырисовывающиеся коннотации кажутся неожиданными. Велединский был со-сценаристом одиозного сериала «Бригада», романтизирующего «лихие девяностые», а его последняя режиссерской работой была довольно неудачная короткометражка «Портрет» в альманахе «Эксперимент 5ive» 2011 года. Словом, вместе с довольно теплой реакцией критиков, такая интрига вполне ангажирует на просмотр.

«Небесные жены луговых мари» реж. Алексей Федорченко, 2012

Из одного лишь названия видно, что картина по духу, должно быть, близка к прошлой блестящей работе Федорченко 2010 года — «Овсянкам». «Небесные жены луговых мари» — это 22 фабульно не взаимосвязанные между собой киноновеллы о женщинах фино-угорской народности мари, события в которых происходят во всех четырех временах года. Каждая новелла – отдельная жанровая история, названная по имени героини.

Как и «Овсянки», «Небесные жены луговых мари» богат фольклорным материалом. Картина была снята в Республике Марий Эл на марийском языке. Что, кстати, стало определенной сложностью во время съемок: Яна Троянова, Дарья Екамасова, Юлия Ауг и другие актеры и участники съемочной группы языком не владели.

Обращение к народности сценарно «фундировано» Денисом Осокином. Сам Осокин – филолог, одно время был руководителем казанского Центра русского фольклора. Отсюда – его интерес к фольклорности. «Овсянки» Федорченко были сняты именно по повести Осокина. Кроме того, Осокин выступил сценаристом и к фильму «Инзеень-Малина» Владимира Сивкова – картина, также обращенная к народности, была номинирована на главный приз Кинотавра в 2007 году.

Сам Федорченко называет «Небесные жены луговых мари» марийским Декамероном. Этот кино-калейдоскоп стоит смотреть и воспринимать просто во всей его примитивности, в искусствоведческом смысле слова.

«Ядерные отходы» реж. Мирослав Слабошпицкий, 2012

Короткометражная картина украинского режиссера – обладатель «Серебряного леопарда» на юбилейном 65-м фестивале в Локарно и гран-при а лучший короткометражный фильм на фестивале «Киношок». В Украине зритель смог увидеть картину еще в ноябре 2012 года, в рамках альманаха «Украина, Гудбай!».

Это молчаливая киноновелла (за полчаса с экрана не прозвучало, кажется, ни слова) о двух работниках фабрики утилизации ядерных отходов: он – водитель грузовика, она – работает в прачечной. Но говорить о «них двоих» не поворачивается язык. Вся картина Слабошпицкого пропитана жутким холодом, отчужденностью, монотонностью действий, эмоциональной имплозивностью. Кажется, что для героев фильма даже интимная близость ничем не отличается от механической стыковки крана с контейнером для транспортировки ядерных отходов.

Попытки героини Светланы Штанько забеременеть вызывают невыразимый ужас от того, что они полностью лишены чувственности – это еще одно рутинное и точное действие, какими заполнена жизнь работников фабрики в фильме.

Тоска и ужас от монотонности протекания жизни так же не укладываются ни в какие слова, как и ужас от радиационной опасности ядерных отходов. От того еще более щемящим становится само желание героини забеременеть. После фильма, подобно его героям, и вправду хочется просто молчать.

«Ядерные отходы» выходит далеко за национальные проблемы Украины. Эта картина «говорит» на универсальном киноязыке, языке тоски и отчужденности в метафизическом смысле – без конкретной, воплощенной причины.
Как по мне, прекрасная работа, must see.

>продолжение следует<

, , , , , , , , , ,