Картина о восьмилетней школьнице, снятая под пристальным контролем и по навязанному северокорейскими кураторами сценарию, стала полем для режиссерских ухищрений по обману диктаторской системы. «В лучах солнца» уже стала лучшим фильмом Центральной и Восточной Европы Between the Seas на Международном фестивале документального кино в Йиглаве и получила специальный приз жюри на Международном кинофестивале Black Nights в Таллине. Кроме этого документального киноразоблачения в программах Docudays будут показаны настоящие фильмы-подарки для синефилов.
Varta1. Львів. Україна. (режиссер Юрий Грыцына, Украина)
На сегодняшний день это, пожалуй, лучшая картина, посвященная осмыслению Революции Достоинства. Грыцына снимает на VHS-камеру нетуристический Львов через год после событий зимы 2014-го. Заснеженные дороги, тесные маршрутки, объявления и граффити на стенах жилых высоток с революционными призывами, как оставшиеся после той борьбы следы в городском пространстве. Такая урбанистическая киноархеология совмещена с записями радиопереговоров активистов львовского автопатруля «Варта», которые в феврале 2014-го стали правоохранительными силами города. Из этих анонимных диалогов, раздающихся на фоне дергающегося изображения жилых массивов и периферии, рождаются вопросы о природе самоорганизации и самой революции, о праве и порядке, о регуляции и исполнении.
Флотель Европа (режиссер Владимир Томич, Дания, Сербия)
Мы уже писали об этом фильме. Картина, смонтированная из семейных архивов – точнее из видеописем, которые во время войны в 92-ом году отправляли своим родным в Боснию и Герцеговину те, кто бежал в Данию. Там, в Копенгагене для беженцев обустроили временное пристанище – флотель под названием «Европа». На его борту оказался тогда и 12-летний Владимир Томич. Через два десятилетия из сохранившихся видео режиссер создает ленту о взрослении, о пережитой войне и о жизни с Другим.
Горькое озеро (режиссер Адам Кертис, Великобритания)
Новое полотно британского документалиста вращается вокруг Афганистана и охватывает последние три десятилетия. Кертис монтирует архивные съемки из целого ряда стран, среди которых Америка, Россия, Британия и Саудовская Аравия. В этой головокружительной циркуляции старых кадров режиссер берется за довольно амбициозную попытку пересмотра новейшей мировой истории – разоблачения властьдержащих мира сего в потере контроля над происходящим. Афганистан в фильме Кертиса становится показательным пространством – страной, ставшей «разделочной доской» в геополитических играх по перетягиванию сфер влияния. Мир погрязает в хаосе, парадоксах и ненависти – и уже никто не может взять на себя ответственность ни за что.