Открытие ОМКФ: храп и древние греки
Открылся 4-й Одесский международный кинофестиваль. Почему в зале раздавался храп и при чем тут древние греки?
В общем-то, от фильма-открытия любого фестиваля ожидается немногое – привлечь как можно больше внимания. Кинофорум в Каннах в этом году открывался «Великим Гэтсби», что само по себе стало событием, разогревшим споры среди кинолюбителей и профессионалов. Открывавший Кинотавр-2013 «Weekend» Станислава Говорухина ознаменовался решением режиссера больше не снимать фильмы, коль уж зритель начинает «неправильно» реагировать на картины и, о боже, смеяться в «неположенных» местах. Что уж говорить об открытии одиозного Московского МКФ – как писали затем критики, Михалков (президент ММКФ) ради совместной фотографии с Брэдом Питтом открыл фестиваль «Войной миров Z».
Что касается одесского кинофестиваля, то уже не в первый раз фильм-открытие остается в тени.
В прошлом году одесский кинофорум открывала «Реалити-шоу» Маттео Гарроне – фильм, который был освистан в Каннах при награждении, в Одессе был воспринят более чем сдержанно. Оно и не мудрено – не лучшая форма, воплощающая идею не первой свежести. Со времен «Матрицы» (хотя, строго говоря, раньше – годов так с 70х, со времен, скажем так, Бодрийяро-мании, когда свет увидели «Система вещей» и «Общество потребления» Бодрийяра) все в курсе, что «реальность» — понятие вовсе сомнительное («и оскорбительное»). Что действительность состоит из симулякров, и все мы составляем «молчаливое большинство»… В этом смысле, Гарроне в своем «Реалити-шоу» совершенно не открыл Америки, и ничего нового не добавил. Скорее, даже, опоздал. Потому, если в Каннах присуждение такой картине гран-при вызвало бурю негодования, то в Одессе открытие фестиваля таким фильмом прошло почти безмолвно – посмотрели, открыли, пожали плечами, разошлись. Не сработало.
В этот раз ОМКФ открыл «Не угаснет надежда» («All is lost») Джей Си Чендора. Фильм, который в Каннах в этом году был показан в программе «Особый взгляд», второй по значимости после основной конкурсной. Но, при этом, выделился, кажется, лишь тем, что на его премьеру пришла российская модель Ирина Шейк в откровенном наряде. Единственный актер картины – 76-летний Роберт Редфорд, обладатель немалого количества наград. Фильм начинается с того, что Редфорд своим «фирменным» голосом извиняется за то, что «старался, но не смог». Дальше фабульно – история про одинокого моряка, который на своей яхте терпит крушение, наткнувшись на дрейфуюший контейнер с китайскими кедами, спасается на надувной лодке и тщетно пытается на ней найти спасение. После долгих скитаний по Индийскому океану, герой, наконец, видит вдалеке контейнеровоз, и, вот, казалось бы, спасение, но корабль, забитый по максимуму контейнерами, проплывает мимо, не заметив скитальца. Затем ночью не замечает героя на надувной лодке еще один корабль. Когда, опять же ночью, герой Редфорда замечает вдалеке очередной корабль, он разводит на своей лодке огонь – но, не рассчитав силы, сжигает все суденышко. Отчаявшись, скиталец решается сдаться и потонуть, но тут (по волшебным законам старого доброго голливуда) к нему на помощь приплывает спасательная шлюпка.
Нет ничего плохого в том, что режиссер обращается к «извечной» древнегреческой теме борьбы с судьбой – герою выпадают на долю тяжелые (метафизические) испытания, которые он пытается преодолеть (даже с достоинством – чего стоит сцена, когда перед бурей герой Редфорда бреется). Вопрос, в таком случае, заключается в метафоре, в которую режиссер решает облачить старое доброе «never give up». А вот с метафорой как раз у Чендора слабенько. Поначалу, кажется, все неплохо: яхта героя сталкивается с контейнером китайской дешевой обуви – «привет» либерал-демократии с ее правами человека, борьба за которые, как выражается Жижек, часто приводит к тому, что этими же самими правами пренебрегают. А дальше – все по накатанной, до неприличия. В который раз киногерой остается незамеченным из-за товарных отношений, воплотившихся в контейнеровозе, доверху набитого грузом. В который раз игнорирует героя «молчаливое большинство», в виде проплывающего мимо в ночи корабля. И, в который раз, предлагается зрителю просто надеяться на светлое будущее, в котором в последнюю секунду какой-то Другой придет на помощь и спасет от Реальной гибели, что воплотилось в пришедшей вдруг на помощь утопающему шлюпке. Словом, говорили-балакали… Нового – ничего, метафора – крайне прозрачная. В отличие от древних греков, герой Чендора, с мужеством преодолевший ряд «метафизических» преград, спасается благодаря «милости» тех же независящих от него сил – пришедшая на помощь шлюпка кажется «чудом небесным».
При этом, нельзя не отметить операторскую работу Фрэнка Дж. ДеМарко – кадры, безусловно, очень красивые. Это то, что удерживает от сна (кстати будет сказать, одесский пресс-показ фильма-открытия разразился чьим-то глубоким храпом) – как подтвердила продюсер фильма Анна Герб, картина в большинстве своем состоит из реальных съемок.
В общем, фильм-открытие ОМКФ-2013 не ознаменовался чем-то особенным – насколько фильм красив, настолько же бестолков. Но, конечно, как говорится, «дальше будет» — надежда не угасает.