arbenina-21

Заметки,Фотоотчеты

«Небо становится ближе». Концерт Дианы Арбениной в Одессе 24.10.2013. Фото. Видео

1 Ноя , 2013  

24 октября Одессу накрыло теплой волной пронзительно-лирического питерского рока от Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы». Концерт, несмотря на свою живость и драйв, оставил ощущение теплого вечера, проведенного на закате осени где-нибудь в Крыму, например, в Коктебеле: бархатный закат, изысканное вино, первые звезды, поэзия,  любовь, теплый ветер с моря… Как будто к душе прикоснулось что-то очень мягкое и пушистое. Я думаю, что многие, кому в тот вечер посчастливилось побывать в Филармонии, поймут, о чем я говорю. Я постараюсь сохранить это ощущение в сердце, пронести его сквозь грядущие морозы до самого лета… или хотя бы до следующего концерта замечательной певицы Дианы Арбениной.

Каждый раз на выступлениях Снайперов, а тем более Светланы Сургановой и ее оркестра, меня умиляет картина полнейшего отсутствия лохматых рокеров, взамен которых зал наполняет огромное количество держащихся за руки и целующихся девочек, не желающих стоять в очереди в женский туалет и потому активно штурмующих мужской. Это действительно выглядит очень забавно. Очередная группа таких девушек преградила мне дорогу в WC перед самым началом концерта. На мой серьезный взгляд они жизнерадостно ответили: «Да, мы знаем, это мужской туалет!». «Я тоже так думаю…», — рассеянно ответил я голосом Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» и направился в зал. Наши места на балконе оказались заняты солидного вида световой пушкой, воинственно смотревшей в сторону сцены. Не позволив себе расстраиваться из-за такой мелочи, мы спустились в зал и устроились у входа, среди деловито снующих бабушек-билетерш. И вот наконец… Зал погрузился во тьму, на огромном экране зажегся логотип «Ночных Снайперов»… И на сцену вышла вольная художница Диана, одетая в простую серую футболку, светло-защитную рубашку с шевроном на рукаве и черные брюки. Первая же композиция окунула зал в мир философии, боли, несогласия, протеста, веры, смирения, одиночества… Лирические стихи «С черной дырою в сердце» стали как бы эпиграфом ко всему последующему действу, очертили рамки и наметили маршрут…

… О, Господи, ну почему

Так мало времени, чтобы жить?

О, Господи, ну почему

Ты нас в такой нежности жить наказал?

Я собираюсь в дорогу,

Я не вернусь назад…

… Мой путь вчера был начат,

Мой путь сегодня прожит,

Мне бы до гнева не доискать причины,

Окаянных этих людей простить за глаза,

Никогда, никогда нельзя быть честным наполовину…

… Придет тот самый день,

И с ним придет справедливость.

О, Господи, ну почему

Ты нас в такой несвободе жить наказал?…

И под могучий барабанный бой в старую одесскую Филармонию браво въехали те самые легендарные «Ночные Снайперы» в полном составе – крепкие суровые музыканты, помогающие хрупкой Диане нести свое творчество в мир: ученик знаменитого ударника ДДТ Игоря Доценко, барабанщик Дмитрий Горелов, виртуозный гитарист Иван Иволга, скромный басист Сергей Макаров и яркий харизматичный клавишник Андрей Титков. Философское вступление плавно перетекло в сильную, мощную и романтичную песню «Коктебель» — о зимнем море и несчастливой любви:

Мы встречаемся, странные люди,

Не меняемся. Удручает.

Да, я знаю из этой встречи

Хорошего не получится…

Следующей стала острая, отчаянно-нежная, как будто высеченная бритвой по коже, похожая на молитву композиция «Стань моей птицей». «Добрррррый вечерррррр! Спасибо, что пришли!», — поздоровалась Арбенина с залом под бурный шквал аплодисментов. В легкой и непосредственной манере Диана рассказала, что Снайперы впервые играют на бирже (раньше в здании Филармонии располагалась Одесская биржа – прим. ред.), обратила внимание всех присутствующих на старинные «фрески» на потолке. «Такое впечатление, что мы приехали в Нью-Йорк, на железнодорожный вокзал», — заметила Диана, заслужив единодушное одобрение зрителей. Затем она похвалила зал, отметила, что группа «Ночные Снайперы» — «не барыги какие-нибудь, не спекулянты, чтобы всю жизнь играть 31-ю весну и розы», а приехала с новой программой «Выжить вопреки», назвала Одессу самым важным городом в туре и продемонстрировала недюжинные познания в области украинского языка, сказав голосом Ольги Фреймут несколько полюбившихся фраз — «Все буде дуже файно!» и «Не зупиняйся!».

Следует сказать несколько слов об экране за спинами музыкантов, который на протяжении концерта активно жил собственной жизнью, показывая самые разнообразные картинки, в основном — мрачного черно-белого содержания. Так, во время исполнения следующей, протяжной, такой жизненной песни под названием «Толиутротолиночь» («… Но финал — один итог: у любви всегда есть срок…») этот самый экран являл миру взрывы на фоне звездного неба и цветы, вырастающие, по-видимому, на том, что останется после апокалипсиса. А вот бойкая, суетливая, наполненная бешеным темпом современного мегаполиса композиция «Поговори со мной, Ольга!» («… Поговори со мной, Ольга, о том, как люди гниют, с экранов отравой в наши души плюют, а мы с тобой и с ними бывали когда-то дружны…») сопровождалась бегающими по залу белыми светомолниями…

arbenina-8

Необходимо отметить также дивную многоликость группы, множество мотивов, которые время от времени проскальзывали сквозь абсолютно самобытное творчество Арбениной. Так, например, клавишное вступление к песне «Гонщик», написанной в лучших традициях старого творчества Арбениной и Сургановой 90-х,  вкупе с обилием яркого зеленого света на несколько секунд заставило задуматься – а не Пинк Флойд ли это, часом, воскрес из 70-х и материализовался на одесской сцене? Тем более, что видеоряд к песне – то ли недостроенные дома, то ли какие-то страшные развалины – можно было вполне принять за все, что осталось от знаменитой разрушенной «The Wall»…

Бардовская сентиментальная песня «Бунин», после которой Диана объявила на всю Филармонию, что фотографировать можно, и что «Мы играем рок-н-ролл!», сменилась задорной, знойной, терпкой, душистой «Что мы делали прошлым летом» («…Что мы делали прошлым летом —  я забыла, и звонки ни к чему, скажу больше, лучше не надо. Головокружительно быстро, как мячик в пинг-понге, я разлюбила… »). Эта песня сопровождалась черно-белыми граффити и рентгенообразными снимками людей и предметов на экране. Вообще, на мой взгляд, многие песни Арбениной —  очень летние, жаркие, эдакая иссушающая любовь на фоне полуденного зноя… Сюда можно отнести и «Питер-никотин», и «Кандагар», и «Лето-пиво», а в противовес им упомянуть влажную и свежую «Земляничную». К сожалению, 24 октября ни одни из этих песен не прозвучала…

Где-то ближе к середине концерта Диана  завела с залом довольно интересный разговор. «Я когда выхожу на сцену, все думаю одну и ту же думу – чего я хлеб не пеку? Пекла бы себе хлеб, и нормально было бы, — неожиданно заявила Арбенина и добавила, — А то перед концертом каждый раз, как щенок просто, — волнуюсь…».

http://www.youtube.com/watch?v=Sdm42vpFBRg

… Ты выбрал клетку,

Я, как всегда, свободу,

Быть одиночкой мне не привыкать…

Такими словами завершался первый куплет жесткой и лирической песни «Абсолюты», которую Диана посвятила «погибшим в рок-н-ролле». Виртуозное, пробирающее до самой глубины души клавишное соло Андрея Титкова предваряло острую социально-политическую композицию «Государство» («… Чтобы жить, чтобы дышать, нужно плыть, нужно бежать…»), одна из строчек которой дала название всей программе – «… Будет намного слаще выжить вопреки…». Серединный проигрыш этой песни Диана сопроводила выкрикиванием в мегафон каких-то лозунгов, явно политического характера, совершенно неразборчивых, но по стилю напоминающих дореволюционные призывы к свободе слова, печати и собраний.

Агрессивная, в духе Владимира Высоцкого песня «Охота на волчат», во время которой на экране опять крутились путанные черно-белые рисунки, а Арбенина светилась в перекрестных лучах сразу двух пушек, по стилю исполнения напоминала что-то из Раммштайна – слава Богу, первые ряды ничем не облили. Издалека гитарное трио Иволга-Арбенина-Макаров вполне можно было принять за Круспе-Ландерс-Ридель… Кстати, и прокомментировала эту песню Арбенина соответствующим образом. «Столько играем, а шоу никакого не придумали!», — сказала она, и предложила, чтобы где-нибудь в середине концерта на сцену выходил голый мужчина в папахе и тигровых шкурах…

arbenina9

Очень красивая, теплая и грустная песня «Аисты» была представлена одесситам как написанная под Ужгородом, и посвященная Западной Украине. Видеоряд к этой вещи – луна, плавно качающаяся над кудрявым деревом … А вот тяжелая и размеренная композиция «Россия, 37» замечательно дополнялась медленно плывущими по экрану видами старого Питера, мостов и каналов, а под конец – бравым маршем Арбениной по сцене…

Тонкая и острая, как танец на кончике иглы песня «There is no good in goodbye» явилась переломным моментом концерта, который начал неудержимо приближаться к развязке. За ней последовала легендарная и нестареющая «31-я весна», которую Арбенина наполовину «отдала в зал», хотя последний пел довольно хило – чувствовалось, что дело происходит не во Дворце спорта…

http://www.youtube.com/watch?v=mESyW7_QGKQ

А вот песня Бориса Гребенщикова «Небо становится ближе» стала настоящим сюрпризом как для зрителей, так и для охраны. Со словами «Я понял – небо становится ближе с каждым днем…» Диана ушла в народ: прогулялась по центральному ряду, пожимая руки все фанатам и поклонницам, традиционно попросила включить свет, восторженно осматривала убранство зала…

arbenina11

Далее был «Гугл» — пожалуй, самая мощная из последних песен Снайперов, посвященная опять же несчастливой любви («… Если не любишь уже – не терпи, бросай, знаю, как сложно. Если открылся —  не смей ни о чем жалеть…»). За «Гуглом» – красивая, немного истеричная и агрессивная вещь «Иди ко мне», во время которой публика могла по достоинству оценить танцующую на экране в красном платье Чулпан Хаматову, самозабвенная, надрывная«Амели в аду» с красивыми ксилофонными клавишными на фоне мощной ритм секции, и глубокомысленная философская «Нецке» («… Я догораю и снова горю…»).

arbenina12

arbenina13

На этом основная программа концерта подошла к концу, группа вышла на поклон, а все фанаты, знающие одесскую специфику концертов в официальных залах, плавно двинулись в сторону сцены, увлекая за собой и меня, – ведь будет еще «на бис». Я даже слышал, как вновь вышедший на сцену Иволга попросил охранника пропустить людей к самой сцене. И вот она, настоящая, живая Диана Арбенина, маленькая, яркая, наполненная бешеной энергией, с блестящими глазами, порывистыми движениями и неимоверно красивым и сильным голосом. Старые добрые хиты «Катастрофически» и «Юго-2», в перерывах между которыми Диане подарили множество цветов…

http://www.youtube.com/watch?v=YnHe6p6wyX4

Замечательная  романтичная композиция «Ты дарила мне розы» началась творческим мини-спектаклем Арбениной  и компании. «Исполняется впервые! Посвящается армянской цветочной диаспоре… Митя, ты не против?», — обратилась Диана к барабанщику. Тот, судя по жестам, был не против, но играть вместе с остальными музыкантами начал что-то явно незапланированное, да так, что Арбенина вновь повернулась и с суровым видом спросила: «Что вы еще придумаете?». Окончание этой вещи тоже было оригинальным. «Ой, а мы забыли еще одну песню!», — сказала Арбенина, показывая на груди и животе горизонтальные полоски. И грянул «Морячок»…

http://www.youtube.com/watch?v=xbFHW10-YP4

«Адски не хочется уезжать!», — от души призналась Диана перед последней песней, ставшей своеобразным эпилогом – задумчивой, грустной, по-настоящему прощальной композицией «Сенбернары»:

…Сенбернары, ты знаешь, не долго живут,

Одного в жизни любят, и только к нему,

А после с ним вместе попадают в рай…

arbenina-20

arbenina-18

Так закончился этот концерт. Народ повалил к выходу, а мы тихонько присели на освободившиеся кресла, пытаясь задержать подольше медленно уплывающее ощущение счастья… И когда оно все же потихоньку ушло, мы вывалились на улицу и отправились бродить по ночному городу, распевая старые песни Снайперов и яростно споря о том, почему же все-таки Арбенина рассорилась с Сургановой…

Я не раз бывал на концертах «Снайперов» и прежде. Но такого проникновенного душевного тепла после концерта не чувствовал еще ни разу. Может, что-то изменилось во мне, а может в песнях, — не знаю. Но это мягкое вечернее пушистое прикосновение крымского бриза, о котором я писал в начале статьи,  запомнится на всю жизнь. Небо в тот вечер стало действительно ближе… Незабываемые ощущения подарила одесситам талантливая артистка, поэтесса, философ, композитор и просто замечательный человек – Диана Арбенина…

arbenina-21

arbenina14

Фото: Юлия Великая, Марина Банделюк, Саша Трамваева, Ирина Апарина.


Читайте также