Немые Ночи состоялись. Уже в шестой раз. Состоялись вопреки всему. Были перенесены с июня на август. С трех ночей сокращены до двух. Без государственной материальной поддержки.
На этот фестиваль ходит своя публика. Мы встречаемся из года в год. Мы друг друга узнаем и радуемся встрече.
Каждый год президент фестиваля Иван Козленко находит в Госфильмофонде Украины и в архивах других стран уникальные киноленты – старые, восстановленные, «немые». Каждый год его команда находит не менее уникальных музыкантов, которые сочиняют музыку к немым фильмам, и тогда эти фильмы обретают новую жизнь.
Фото: Катя Бакурова
«В огне рожденная» (режиссер Владимир Корш-Саблин) – пропагандистский фильм, о становлении советской Белоруссии, сплошная пропаганда, действительно. Но как изобретательно и ярко сделанная пропаганда! Тема декоммунизации, заявленная как тренд фестиваля в этом году, была раскрыта в этом прокоммунистическом фильме с помощью музыки группы «Relikt» (Беларусь), которая подошла к работе над фильмом серьезно и основательно. Музыкальное сопровождение было сделано еще три года назад, и исполнялось уже не в первый раз.
Фильм очень впечатляет: сцена хороводного танца в самом начале, массовые сцены, крупные планы – все очень продуманно и неожиданно. Музыка то работает заодно с видеорядом, то противоречит тому, что видит зритель, и этот диссонанс превращает пропагандистскую киноленту во что-то монструозное и даже смешное.
Второй кинолентой первого вечера стал чешский фильм «Эротикон» (режиссер Густав Махати) производства 1929 года. Фильм был в свое время цензурован и даже запрещен. По нынешним меркам – он даже целомудрен. История страстно влюбленной девушки Андреа – соблазнение, мертвый ребенок, замужество, ревность, смерть, любовь – черно-белая лента выглядит цветной и изысканной. Глаза актрисы, ее улыбка – она очень обаятельна и сексуальна (Ита Рина). Камера ловит каждый взмах ее ресниц, каждое движение тела.
Чешская группа «Forma» изящно проиллюстрировала фильм. Все было написано заранее, с четкой партитурой, музыканты работали достаточно долго и тщательно. Музыка к фильму прозрачна и разноцветна – как цветные стеклышки в калейдоскопе.
Второй вечер начался с фильма «Социальный распад». Это греческая кинолента 1932 года, выглядящая очень актуально и созвучно в наше нелегкое для страны время. Режиссер фильма — Стелиос Татаосопулос.
Обедневший студент Дино проходит через работу в театре, нищету, воровство, тюрьму, потом находит друзей-пролетариев, и теперь его жизнь обретает, наконец, смысл и правильное направление.
Озвучивал фильм одесский джазовый музыкант Юрий Кузнецов. Музыка к фильму была самой настоящей импровизацией, как всегда на «Немых ночах», в которых Юрий принимает участие каждый год. И каждый год талантливый пианист-импровизатор находит все новые и новые краски, глядя на экран и позволяя своей фантазии не останавливаться. Сыграно все было с большим чувством юмора, от души.
Четвертый фильм – «Ветер с порогов» (1929) Арнольда Кордюма. Это украинская кинолента, тоже пропагандистская, в которой рассказана история строительства Днепрогэса, в частности затопление сел и деревень ради строительства, чем-то фильм перекликается с фильмом «Прощание с Матерой» Ларисы Шепитько. Психологическая драма была «Ветер с порогов» была озвучена молодой одесской группой музыкантов «Artocrats», руководит секстетом юная и очень серьезная Марина Бойко. Музыка к фильму получилась разнообразная и очень современная.
А еще нам удалось посмотреть украинские пропагандистские мультики того же периода, и они тоже не утратили актуальности!
…Когда у президента фестиваля Ивана Козленко спрашивают, а что же мы будем смотреть, когда закончатся в фильмофонде черно-белые немые киноленты, он молчит и улыбается. Фестиваль в Одессе любят, свободных мест не было видно. Пожелаем оргкомитету не опускать рук и скорее искать фильмы на следующий кинофестиваль «Немые ночи».