Выставка из запасников западного и восточного искусства

Фотоотчеты

Музей Западного и Восточного искусства открыл запасники для широкой публики

13 Апр , 2013  

Одесский музей Западного и Восточного искусства предпринял уникальную, насколько мне известно, для нашего города попытку привлечь внимание к своей коллекции.

Ремонт в музее еще не закончился, но некоторые картины уже вывесили в залах. Причем не просто «некоторые». Это сухое слово плохо подходит для определения тех живописных и графических работ, которые специально для нашего визита достали из запасников.

Вообще, запасники – самое интересное место в музее. Экспозиция физически никогда не способна вместить всю коллекцию, а экскурсоводы не могут рассказать о ней полностью – к сожалению, законы времени действуют даже там, где их хотелось бы отменить.

Как сообщает в пресс-релизе сотрудница музея Татьяна Митник (кстати, спасибо ей за приглашение), это первая выставка за последний пять лет. В залах представили работы Поля Леруа (Франция), Франса Хальса (Голландия), Корнелиса Лелиенберга (Голландия), Питера Буля (Фландрия), Хендрика Моммерса (Голладия), Алессандро Маньяско (Италия) и Джованни Баттиста Пиранези (Италия).

Экскурсия начинается с главного зала музея на втором этаже — здесь экспонируются подарки музею и работы сотрудника музея Сергея Ильина. К сожалению, пройтись по всем залам я не смог – пришлось уходить на полпути на работу. Но даже те три-четыре зала, которые я посетил, это какой-то культурный must-have для любителей живописи.

Не тех, кому нравится современное искусство и перформансы, хотя они и прекрасны по-своему. Именно живописи.

Так, картину «Аман и Мордехай» французский художник Поль Леруа (неважно, что с одесскими корнями, это как раз совершенно не важно) написал в 24 года. Это монументальное полотно, которое можно очень долго рассматривать, вглядываться в детали, любоваться рисунком света и выражением лиц героев.

 

«Аман и Мордехай» Поль Леруа

Прекрасна и небольшая картина «Натурщица», написанная в нежных тонах и легком «расфокусе», как сказали бы фотографы. Силуэт девушки окружает легкая дымка, изгиб ее тела наводит на мысли о том, что некоторые, даже отдыхая от позирования, продолжают играть.  Для кого?

 

«Натурщица» Поль Леруа

«Конник с автопортрета Ван Дейка» Поль Леруа

Следующий зал – голландская и фламандская школы. Одну из стен украшают выдающиеся портреты кисти Франса Хальса. «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей». Между этими небольшими работами находится картина «Явление Аврааму трех ангелов» Хендрика Моммерса. Библейская тема трактуется художниками совершенно по-разному. Так, при общей реалистичности всех трех работ, портреты Хальса выглядят более обыденно, но  они же и более человечные.

 

«Евангелист Матфей» Франс Хальс

«Евангелист Лука» Франс Хальс

Протестантизм сделал апостолов в первую очередь людьми – без нимбов и карающих мечей, зато постоянно стоящих перед сложными этическими задачами. Что делать в этой ситуации? Уж точно не ждать озарения свыше, а думать. Евангелист Лука изображен стареющим человеком – высокий лоб свидетельствует о большом уме, а рука под головой должна натолкнуть на мысль о том, как устал евангелист и как ему хочется обычной человеческой жизни.

В том же зале находится два натюрморта «малых голландцев» – «Завтрак»  Лелиенберга и «Натюрморт с попугаем» Буля. Я не уверен в том, что этих двух авторов в хрестоматиях относят к знаменитому направлению, но эпоха определенно та же.

Мало какие картины столь «телесны». Мало какие художники столь тщательно работают над фактурой. Говорят, что многие голландские живописцы поставили производство натюрмортов на поток и расплачивались ими, поэтому количество бытовой живописи тех лет буквально зашкаливает. Впрочем, нам же лучше – больше сохранилось.

«Натюрморт с попугаем» Питер Буль

 Картины голландских и фламандских мастеров как будто выпрыгивают из рам. Наполовину очищенный лимон хочется надкусить, а попугая погладить.

И, наконец, последний посещенный зал это офорты Пиронези. Перед нами около десятка работ с видами Вечного города – итальянской столицы. Гравюры сделаны в середине XVIII века – даже этого Рима уже не существует. Глядя на величественные развалины, начинаешь понимать, почему так называемые «титаны Возрождения» были итальянцами. Ведь  нельзя жить среди останков столь прекрасных зданий и не стать, например, платоником или ценителем античной скульптуры. Ведь она прямо перед глазами, ты можешь ее пощупать…

Джованни Баттиста Пиранези

Джованни Баттиста Пиранези

Сложно сегодня сказать, что из этих руин сохранилось в таком же виде – «Пантеон Агриппы», «Церковь Сан Джованни ин Латерано», «Форум Нервы», дворец Аква Феличе, «Храм Фортуны Вириле»…

«Мост Кастелло сан Анджело» Джованни Баттиста Пиранези

Если вы соскучились по хорошей живописи и не боитесь потратить неопределенное количество времени перед картинами мастеров — сходите в музей. Работы того определено стоят.

И, наконец, те картины, на которые посмотреть «вживую» я уже не успел.

museum14_resize_resize

museum7_resize_resize


museum12_resize

museum10_resize

museum8_resizeфото: Марианна Подя

, ,