Интервью,Фотоотчеты

«Стараюсь быть искренним…»  

16 Июн , 2016  

В Одессе открылась новая арт-галерея. Открылась в нестандартном месте – галерея Invogue является одной из составляющих Invogue Fashion Group на оживленном углу улиц Греческой и Екатерининской. Новой, но мне хочется верить, что эта новая составляющая скоро станет одной из главных.

Открытие галереи совпало с вернисажем выставки молодого художника Степана Рябченко. Степан закончил Одесскую Академию архитектуры и строительства, очень рано – для начинающего художника – стал членом Союза художников Украины, выставочная история Рябченко насыщенна и богата. И молодой галерее очень повезло, что начало работы Invogue#art запомнится именно этой выставкой.

«Honey Plant» – в переводе с английского «медонос». Растение, собирающее мёд. Так называется эта выставка. Я очень благодарна художнику, который сумел вызвать у меня радость от прикосновения к новому, непривычному, но не отталкивающему, а зовущему вперёд.

Белые залы галереи, светлые и прохладные, приняли большие произведения Степана Рябченко легко и органично. Как будто они создавались именно для этих стен.

Ковчег
150 x 300 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2013

Первая же работа вызвала у меня сначала удивление, потом – детский восторг. «Ковчег». Я ждала увидеть толпы животных, бредущих к огромному кораблю, как в библейских рассказах. Но Степан увидел Ковчег из будущего – огромный корабль, больше похожий на космический, с текучими формами и счастливой тайной внутри. И неизвестные нам существа радостно пытаются добраться до Ковчега. Мы не знаем их, и среди них нет людей, но мы узнаем эмоции и жесты, зелень воды и атмосферы фантастична, но вполне возможна на планете Земля. Где это? Что это за место? Кто это?

И тогда мы начинаем «застревать» перед картиной, вглядываться и думать.

Медонос
150 x 300 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2012

Разворачиваюсь и вижу на другой работе художника зеленые конструкции, похожие на фотографии цветочной пыльцы под микроскопом, тех же загадочных существ. И та же зеленая вода и зеленоватый воздух – прозрачный и чистый – там наверняка прекрасно дышится.

Это другой мир. Он есть. Он создан художником. Степан Рябченко создаёт свой мир. Художники это умеют! Степан придумывает тех, кто в этом новом мире обитает, у каждого персонажа есть своя история, легенда, характер. Например, «Радар» – «крайне редкий вид медоносного семейства», «Радостьдарящийтонкостебельник», который накапливает положительную энергию и дарит её окружающим.

Раддар. Из серии Виртуальные цветы
240 х 125 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2014 — 2016

Или «Зеленоступ Древовидный» – «гуляющий натуралист», шагающий по водным просторам загадочного мира, который придуман Степаном. У него тоже есть полезные свойства, и вы о них узнаете больше, когда придёте и увидите картины и описания к ним своими глазами. Мне он понравился своей динамичностью и не скрываемым оптимизмом. А «Стеклоцвет Великолепный» – его может увидеть только тот, «в сердце которого чистая, как роса, любовь»…

Наивно? Да. Искренне? Да. Ошеломляет? Да.

Зеленоступ Древовидный. Из серии Виртуальные цветы
240 х 125 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2016

Спрашиваю у художника, сделано ли всё это на компьютере, в графических редакторах?

Да. Это – цифровая графика? Нет! Это – именно картины!..

В голове проносится короткая мысль, что непривычно называть картиной то, чего не касалась кисть художника с краской, но потом вспоминаю, что создать такое в компьютере – под силу не каждому. А создать свой мир – практически единицам. Особенно если учесть, что все эти удивительные картины созданы в 3D-пространстве – в мониторе их можно рассматривать со всех сторон, с разных проекций, и можно находить всё новые и новые тайны и совершать открытия, разглядывая Зеленоступа… А можно построить такой высотный дом – с вертикальным озеленением, и это будет новая эпоха городов-садов…

Стеклоцвет Великолепный. Из серии Виртуальные цветы
240 х 125 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2016

Степан Рябченко по образованию – архитектор, и его мир архитектурно сконструирован и придуман. Это только кажется, что создавать картины на компьютере легко, и это может делать каждый мало-мальски заинтересованный в этом неофит.

- А как Вы это делаете?

— Графические программы. И я придумываю новый мир. И в этом мире живут те, кого я создаю, сочиняя для каждого персонажа свою жизнь, характер, свойства. Это самое ценное и интересное для меня в творчестве – создавать свой мир!

- Нужно ли художнику образование? Ведь сейчас бывает так, что люди поработав с красками и холстами год-другой, верят, что они научились рисовать, выставляются и верят в то, что они уже всё умеют? Компьютерная графика подкупает видимой лёгкостью, кажется, что это же просто, и учиться особо не надо!..

— Образование, как минимум, не помешает… Именно образование помогло мне стать тем, кто я есть…

Стеклоцвет Великолепный. Из серии Виртуальные цветы
240 х 125 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2016

- А не мешали Вам стать тем, кто Вы есть, академические правила при обучении?

— Точка зрения практически всегда была такой – выслушай замечание и сделай по-своему. Чертежи чертить не карандашом на бумаге, а в графических программах я начал первый в группе. Тогда это было новым, непривычным.

- Вас не смущало в своё время то, что Вы стали членом Союза художников Украины совсем юным? Не давил ли на Вас авторитет старших коллег? Как Вы себя чувствовали в среде умудрённых опытом художников? (Степан еще учился в Академии, когда стал членом Союза художников)

— Стараюсь быть искренним, это придаёт уверенности. И мой возраст меня не смущал. Главное – творчество. А творчество – там, где художник скажет: «Это – моё!»

- В прошлом Вы создали проект Музея современного и актуального искусства, который можно было бы расположить в парке Шевченко, возле Карантинной стены. Спорное место расположения, но проект – очень необычный, если бы его воплотить – выбрав «правильное» место – он мог бы стать точкой «культурного» притяжения. Предлагали ли Вам сотрудничество с городом, чтобы воплотить его?

— Нет, пока нет. Но хотелось бы!

- Может быть, в новых микрорайонах, которые можно выстраивать экологически «правильно», комфортно и нестандартно, Ваши проекты бы пригодились? Чтобы жильцы таких микрорайонов жили бы в домах в нестандартной архитектурой, при этом в единении с природой, чтобы это были не привычные «высотки», а дома, которыми можно любоваться и радоваться, что мы в них живём, как когда-то в изумительных одесских домах эклектического стиля или стиля модерн?

— Верю в архитектуру. Ведь именно она остаётся в истории, она диктовала названия целым эпохам… Архитектура – во-первых, масштабна, во-вторых, способна передать идею, в-третьих, функциональна. Архитектура может изменить мир к лучшему!

- Надеюсь, не так, как в современной Одесской Аркадии? Я боюсь там оказаться, фото и видео после «реконструкции» не приносят мне радости.

— Аркадия с её зелёной балкой и своеобразным уютом была уничтожена. Теперь она потеряла своё очарование. У нас у каждого в памяти осталась «своя Аркадия», где мы гуляли в детстве.

- А еще можно было бы подумать о Лунном парке, о Деволановском спуске… Там бы прекрасно себя чувствовали Ваши арт-объекты!

Да мало ли в Одессе мест, где пригодилось бы Степаново умение увидеть пространство по-детски ясно и фантастически неожиданно!

Зеленоступ Древовидный. Из серии Виртуальные цветы
240 х 125 см, цифровая печать на алюминии, плексиглас / 2016

Снова подхожу к «Зеленоступу». Он такой оптимистичный! Потому что – шагающий! Шагающий вперёд, туда, где его ждут.

Галерея запланировала художественные мастер-классы для детей, которые проведёт Степан Рябченко. О них мы расскажем в другой раз, и уже скоро.

Галерея Invogue является просветительским меценатским проектом Invogue. Сюда можно приходить посмотреть на произведения современных украинских художников, посидеть в библиотеке, послушать лекцию, посетить мастер-класс, у Invogue#art – большие планы на будущее. Вход в галерею – свободный и бесплатный. Приходите, вас там ждут!

,