Интервью

«Джазиотация „Ѣ“!»: на одесской сцене сыграет джаз французский пианист с армянскими корнями

21 Апр , 2016  

28 апреля Музкомедию наполнят будоражащие звуки джаза – ведь в этот день все музыкальные ценители будут праздновать Международный день джаза на посвященном ему концерте «Джазиотация „Ѣ“!». За фортепиано сядет прекрасный французский музыкант с армянскими корнями Алексис Чолакян.

- Алексис, Вы начали свое обучение музыке с классического фортепиано, а теперь Вы профессиональный джазмен. С чем связан переход от классики к джазу? Повлияли ли великие джазмены на Ваш вкус и виденье джаза?

— После 8 лет классического фортепиано в возрасте между семью и пятнадцатью годами, я понял, что мне нужно освоить много нового: гармонию, письмо… У меня возникла острая потребность учиться, и я представлял, что лучшее понимание музыки и ее правил приведет меня к большей свободе. Это была та жажда свободы, которая и привела меня к джазу.

Да, конечно. Многие на меня повлияли. Из пианистов я могу назвать Bill Evans, Michel Petrucciani, Keith Jarret, Ahmad Jamal, Oscar Peterson, Thelonius Monk…. и многие другие, из музыкантов, играющих на других музыкальных инструментах — John Coltrane, Charles Mingus, Miles Davis, Scott Lafaro…

- Кто из великих музыкантов Вас воодушевляет и вдохновляет на новые музыкальные творения? Как Вы считаете, есть ли музыка, которую вообще не стоит слушать?

— Те, которых я назвал, в основном. Но и, конечно, мой внутренний голос, который меня ведет, поддерживает и всегда мотивирует.

Да, по моему мнению, есть много вещей, которые  не должны называться музыкой, а скорее шумовым загрязнением, которое и слушать-то не стоит. Музыка – это очень серьезная вещь, и очень требовательная, с ней нельзя хитрить. К сожалению, мы живем сейчас в очень печальном мире, где жадность и алчность (под названием экономика) некоторых крупных хищников столкнули во мрак невежества основные человеческие ценности. Мы живем в ежедневном возрастающем культурном истощении. Какая замечательная философская мысль для человечества!

- В одном из Ваших альбомов – Poetic Memories  – Вы совместили классику и джаз, представив свои джазовые обработки произведений Баха, Шуберта, Шопена. Как появилась такая идея?

— Это был способ примириться с классической музыкой (в годы моего обучения был момент, когда мне слегка поднадоело), а также увидеть, был ли я в состоянии сделать мой собственный скромный синтез по отношению к моему пониманию двух идиом.

- Вы известны не только как музыкант и композитор, но и как преподаватель и основатель Парижской школы джаза. Есть ли у Вас главное правило игры на фортепиано, которое Вы открываете своим ученикам?

— Главное правило? Работа, страсть, концентрация, любопытство, желание, уверенность, намерение.

- Имена каких джазменов для Вас являются знаковыми, кого вы ставите в пример своим ученикам?

— Art Tatum, Charlie Parker, John Coltrane, Thelonius Monk, Miles Davis, Charlie Mingus, Bud Powell, Bill Evans, Oscar Peterson, Herbie Hancock и многие другие.

- Вы являетесь автором видеоучебников по джазовой импровизации для пианистов. Как Вы считаете, насколько важна высокая степень природной музыкальной одаренности в джазовой импровизации?  Можно ли достичь успеха в этом деле только благодаря упорству, изучая  теорию и совершенствуя практические навыки?

— Мы не рождаемся равными. Некоторые имеют больше природных способностей  для импровизации, некоторые более творческий подход, и это, очевидно, создает большую разницу. Но, по-моему, это не только вопрос музыкального таланта, природная импровизация – это также способ существовать, мыслить, реагировать, пытаться сделать новое из старого, возможность реагирования и адаптации, способ постоянного обновления и поиска чего-то нового, а также проработки собственных ошибок. Это поиск себя, это метафизика. Путь бесконечен, так что лучше оставаться смиренным и скромным.

До определенного предела, да. Но вся разница в результате, я думаю, в степени творчества каждого, к которой, конечно, необходимо добавить страсть, работу, концентрацию, любопытство, философию жизни…

Анастасия Загребина