Главой жюри Одесского международного кинофестиваля-2016 стал британский сценарист, писатель и режиссер Кристофер Хэмптон. Несколько его работ известны даже всему миру – в частности, Хэмптон писал сценарии к фильмам «Опасные связи», где главную роль исполнил Джоно Малкович и «Опасный метод», где играли Майкл Фассбендер, Кира Найтли и Вигго Мортенсен. Также он выступил режиссером фильма «Каррингтон», за который получил специальный приз Каннского кинофестиваля. В следующем году британец обещает снять фильм о проблеме иммиграции.
Если бы писали пьесу или сценарий про Одессу, какую историю вы бы рассказали?
С моей стороны было бы глупо писать об Одессе, я провел здесь всего два дня. Для того, чтобы писать о ней, нужно прожить здесь намного дольше. Я знаю Одессу только благодаря литературе, знаю ее из рассказов Исаака Бабеля. У меня нет собственного восприятия Одессы, ничего в моей жизни с ней не связано. Конечно, в любом городе происходит много интересного, у любого города есть свои особенности. Но точного ответа на этот вопрос я дать не могу.
Отражают ли фильмы на Одесском кинофестивале состояние современного кинематографа?
Я надеюсь, что да! Ведь именно поэтому так интересно быть в жюри кинофестивалей. Путешествуя по разным городам, ты открываешь для себя фильмы, которые никогда не увидел бы в Англии. Сегодня в Великобритании нет развитой системы проката иностранного кино. Она была когда-то, но постепенно исчезла. Так что сегодня посмотреть в лондонском кинотеатре европейский фильм, даже очень крупный или выдающийся, очень сложно. В обычных кинотеатрах не показывают фильмы даже из Франции или Германии.
Так что прелесть кинофестиваля, в том числе одесского, состоит для меня в том, чтобы посмотреть дюжину предположительно очень хороших фильмов. Это не случайная выборка – их отбирают из множества кинокартин, причем отбор происходит очень аккуратно.
И посмотрев эти фильмы, можно понять или увидеть, как и в каком направлении развивается европейское кино. В следующем году я и сам хочу поставить фильм и поэтому хочу увидеть, что делают другие. Я работаю в этой сфере много лет, но у меня все еще нет каких-то четких представлений, я постоянно ищу новые идеи.
Расскажите о фильме, который вы хотите поставить
Я как раз закончил черновик сценария. Тема фильма очень важна для всех нас сегодня – он посвящен людям, которые едут в Великобританию, чтобы искать убежища. Главный герой моего сценария – женщина из Кении, которая выгнали из ее собственного дома, и ей приходится ехать в Англию. В первую очередь, я хочу показать процесс, через который проходят беженцы. Как они живут и в каких условиях, что им приходится делать, чтобы остаться в Англии. Когда в прошлом году я проводил исследования на эту тему, то узнал много нового о моей собственной стране.
Сильно ли этот процесс изменился за 50 лет? В 1960-1970-е годы Великобритания уже принимали много иммигрантов из Пакистана и Индии.
Да, сегодня все по-другому. Волны миграции, которые приняла Англия во времена моей молодости, были из стран Британского содружества, с которыми мы были связаны ранее. Например, из Уганды. Глава этого государства, Иди Амин, выкинул из страны всех азиатов, а у всех них были британские паспорта. Куда им было еще идти?
Сегодня же речь идет о десятках и сотнях тысяч людей, которым некуда идти. Вся Европа стоит перед этой огромной проблемой, нам нужно решать, что делать и как реагировать на них.
Для меня интересно, что в этой истории нет «плохих парней». Есть только люди, которые выполняют приказы правительства и, возможно, ведут себя негуманно. Им говорят, чтобы они ставили заборы или останавливали людей, или отсылали их обратно. Это трагедия современного мира.
В свое время США именно так стали великой страной – они открыли границы и пригласили всех, кто хочет быть свободными. Будет прекрасно, если у нас в Европе получится сделать то же самое для этих людей. Ведь их вины в том, что случилось нет. Так что это важная тема и я хочу писать об этом.
Как проблема иммиграции или другие важные проблемы влияют на кинематограф?
Конечно, они влияют и влияют очень сильно. Но я бы разделял кинематограф. С одной стороны, есть кинематограф, который я бы назвал «запертым в ящике» – фильмы о супергероях, космических путешествиях и так далее. Это развлекательное кино, просто способ заработка. Но есть и кинематограф, который отражает происходящее в мире. Это его «работа» – отражать современное положение дел. И если вам удастся сказать правду на ту или иную тему, люди начнут понимать эту проблему лучше. Понимать не в академическом смысле, а в жизненном.
В вашей творческой биографии есть настоящие блокбастеры «Опасные связи» (1988), «Полное затмение» (1995), «Опасный метод» (2011). Успех как-то изменил ваше отношение к творчеству, то как вы пишете?
Нет, потому что каждый из этих фильмов имеет непростую историю созданию. Надо было убеждать людей, чтобы их снимали. Например, «Опасные связи» вначале были пьесой, и никто не хотел ставить ее в театре. А когда я добился ее успеха на сцене, никто не хотел ее экранизировать. Точно так же и с историей о Зигмунде Фрейде и Карле Густаве Юнге («Опасный метод»). Я начал писать ее как сценарий к фильму, но ничего не получалось. Только благодаря советам моей подруги Дианы, я переписал сценарий в театральную пьесу. В итоге пьеса успешно шла в театрах и спустя четыре года мне сказали: «А ведь из этого может получиться отличный фильм!» И я ответил: «Она и задумывалась как фильм». Впрочем, в итоге получившееся кино ближе к пьесе, чем к тому сценарию, который я писал вначале.
У каждого проекта своя история и никакой сценарий не пишется легко. Легко писать разве что очередной фильм про Джеймса Бонда, там уже есть своя установленная формула. Но если вы пишете историю о Фрейде и Юнге, то найдется множество людей, которые скажут: «Вы действительно думаете, что фильм про двух психоаналитиков это интересно?»
Я люблю рассказывать такую историю о своем фильме «Мечтая об Аргентине». Предпоказ был в небольшом городе в Калифорнии. В США так часто делают – показывают фильм в небольшом кинотеатре, а потом проводят опросы в фокус-группах зрителей. И зрителей спросили: «Какая первая ассоциация у вас с фильмом? Какое первое слово приходит на ум?»
Один из зрителей поднял руку и сказал: «Оригинальный». Услышав это, представитель киностудии, который стоял рядом со мной, схватился за голову и сказал: «О Господи!»
Какие фильмы вы посоветуете посмотреть тем, кто хочет стать режиссером или сценаристом?
Это очень важный вопрос. Многие выпускники киношкол, особенно в Америке, слабо представляют себе историю кино. Они никогда не видели фильмов Сергея Эйзенштейна, фильмов Акиры Куросавы или фильмов Луиса Бунюэля. А ведь это потрясающее кино!
Если ты хочешь работать в театре, ты читаешь Шекспира. Хочешь работать в кино – смотришь Орсона Уэллса или Ингмара Бергмана. Я уверен, что киношколы могли бы выпускать более интересных режиссеров и сценаристов. Но для этого вместо того, чтобы давать теорию, студентов стоило бы на год сажать перед киноэкраном и показывать им по-настоящему великие фильмы. История кинематографа насчитывает уже больше ста лет. Кому-то понравится Альфред Хичкок, Николас Рэй или другие классики, кому-то – нет. Но знать их просто необходимо, это как грамматика кинематографа. Это поможет молодым режиссерам найти себя.
Невозможно прийти из ниоткуда и снять гениальный фильм, это так не работает. Хорошие фильмы появляются благодаря багажу знаний.