Можно ли научиться «понимать» современное искусство? Екатерина Носко – один из специалистов по «пониманию» современного искусства, уверена, что можно и нужно.
В галерее Invogue пройдет образовательный курс «Современное искусство: теория и практика», где Екатерина Носко будет одним из спикеров. Ниже ее эксклюзивное интервью для OdArt.
1. Можно ли научиться «понимать» современное искусство?
Пожалуй, самое интересное, на мой взгляд, в вопросе о «понимании» современного искусства, которому посвящена не одна книга, что он один из самых распространенных. При этом кому как не нам, современникам, лучше всех понимать то, делается, например, в мастерской этажом выше или резиденции в пределах города или страны, где мы живем. То есть когда речь заходит о современном искусстве, это как бы априори подразумевает, что оно должно быть понятным зрителю, поскольку делит с нами одно время и пространство. Однако, как известно, эта «самоочевидность» не всегда срабатывает. При этом у каждого зрителя есть на это шансы. И для того, чтобы их не упустить, важно быть осведомленным, что разговор, который искусство вело ранее посредством чувственного контакта, сегодня – невозможен, поскольку он антропологически устарел. И мы, как зрители, которые заходят на территорию современного искусства, должны понимать, что искусство стало когнитивным.
2 . Нужно ли готовиться специально к восприятию современного искусства при посещении выставок, вернисажей?
Думаю, здесь не обойтись без знаний истории и теории искусства, особенно тех витков, которые искусство совершало с конца 19-го века. Поэтому, безусловно, определенная «предварительность» посещения необходима. Кроме этого, можно заранее ознакомиться с концепцией художника, узнать, с какими идеями, темами он работает. Как он их реализовывал раньше в своей практике и как это сопоставимо опять-таки с историей искусства, можно ли провести с тем, что вы видите «здесь-и-сейчас», исторические аналогии. Особенно это интересно делать, когда вы является адептом концепции, что каким бы радикальным современное искусство ни казалось, оно все равно является не противопоставлением традиционному, но его продолжением.
3. Что является главным в современном искусстве: личность художника, злободневность, техника выполнения?
Если следовать тезису художника-концептуалиста Кошута, то в каждом новом произведении важно то, что оно добавляет «своего» к пониманию искусства в принципе. Какие новые предположения оно выдвигает по поводу оснований его существования. Соответственно, это может осуществляться разными способами, где вопрос той же техники – далеко не главный вопрос.
4. Требуется ли классическое художественное образование для того, чтобы стать «современным художником»?
Безусловно, XX век внес свои коррективы. Раньше без умения «хорошо» или «правильно» рисовать художник просто бы не прожил. Потому что его ремесло оценивалось тем, насколько оно было мастерским. Сегодня это не является обязательным условием создания произведения искусства. На это есть разные причины и этим вопросом регулярно занимаются теоретики.
Пожалуй, повторю известный тезис, что всякое современное искусство становится со временем классическим. Возьмем Пикассо или Дюшана – крайне радикальных для своего времени художников, тонко чувствующих тенденции и свое время. Так вот, у них было перманентное желание «разучиться рисовать». Им нужно было «отказаться» от того, что они знают. Дюшан говорил об этом так: «Я разучился рисовать. Но полностью освободиться не удалось. Надо было забыть, как это делается на уровне движений». Тем самым художник будто продолжил мысль Пабло о выставке детских рисунков: «Мне нужно было рисовать всю жизнь, чтобы научиться рисовать, как они». То есть для того, чтобы создать полноценную работу, ребенку не нужно прилагать к этому тот тип усилий, с которыми сталкиваются взрослые, порой – «слишком» взрослые художники. Поэтому я уже несколько лет вместе с Павлом Гудимовым занимаюсь детскими проектами, в которых стараюсь размыть эту грань между «детским» и «взрослым». Это одна из ключевых идей Павла, «Арсенала идей», Коли Коломийца из Харькова – вывести детское творчество на тот же уровень, на котором находятся художники, достигшие своего 18-летия. И доказать это. То есть показать, что на самом деле вопрос возраста является лишь условностью. И веду я это к тому, что академия может определенным образом сковывать, лишать того, на что способен человек до того, как туда поступил. Однако если художник находит силы ей противостоять после окончания – тогда он создает нечто новое, выбивающееся из его базовых умений, обретенных, как правило, в консервативных учебных заведениях.
5. Может ли современное искусство «выпрямить» кого-нибудь, как в рассказе Глеба Успенского?
Думаю, современное искусство, как впрочем, и традиционное, может по-разному повлиять на зрителя – вызвать агрессию, внести хаос, оставить равнодушным, в том числе, и «выпрямить». Здесь дело – за зрителем. Интересно же в этом вопросе то, что оно, в общем-то, таких задач перед собой не ставит, будучи освобожденным от способности «выполнять какую-то службу».
галерея Invogue, Екатерина Носко, образование, современное искусство