Четыре принципа журналистики от сотрудника Библиотеки Конгресса

Larry Appelbaum, Odessa

21 сентября в Одессе с мастер-классом выступит Ларри Эпплбаум, обозреватель журнала «Jazz Times», ведущий и продюсер радиопрограммы «The sound of surprise», глава лаборатории магнитной записи Библиотеки Конгресса США.

Визит и мастер-класс американского джазового критика пройдет в рамках Odessa Jazz Fest-2013. Мы поинтересовались у американского музыковеда тем, какая должна быть критика и что он ценит в текстах «культурных журналистов».

Ларри сформулировал главные принципы так:

  1. Изучить предмет о котором вы пишете;
  2. Научиться писать понятным языком;
  3. Работать с хорошим редактором и быть открытым для критики;
  4. Не останавливаться.

Ларри Эпплбаум: Самым неинтересное для меня в текстах – это  попытка давать оценки – это хорошая музыка, это не очень хорошая, это совсем плохая. Подобный подход создает иерархию,  наверху которой оказывается Луис Армстронг, Джон Колтрейн и Дюк Эллингтон, а остальных оценивают по степени близости и похожести на них.

Я понимаю, что многим читателям, в первую очередь тем, кто плохо разбирается в джазе, такая иерархия нужна. Но когда я читаю статью, мне абсолютно не интересны субъективные оценки журналистов или те эпитеты и метафоры, которые они используют для описания музыки или исполнителей. Подобные приемы мне ничего не дают, я не узнаю ничего нового.

Интересны авторы, которые могут поместить исполнителей в культурный контекст, знают изнанку  того, о чем они пишут, и могут предсказать перспективу. Потому что даже лучшие исполнители это не самородки и они не существуют в вакууме. Их музыка и манера исполнения – это часть культурного контекста, отрывок какой-то истории.

Если послушать выпускника музыкального училища, вы поймете, что он знает все гаммы, умеет правильно интонировать, не сбивается с ритма и помнит все паттерны. Но «трогает» ли вас его исполнение? Запомните ли вы его? Для меня большее значение имеют такие эмоциональные моменты, чем то, насколько виртуозно он обращается с инструментом.

Штекель: А где можно почитать хорошие критические статьи?

Ларри: На русском языке, например, на сайте Jazz.ru. Я дружу с его главным редактором Кириллом Мошковым. Там есть хорошие журналисты, и самого Кирилла  я также считаю разбирающимся в предмете критиком. Кроме того на сайте Jazz.ru можно почитать о том, о чем на западе еще не знают или не говорят. В Киеве живет интересный украинский журналист Вячек Криштофович-младший.

В США главными джазовыми журналами являются Jazz Times и Down Beat. В Европе есть много интересных изданий, в основном в тех странах, где джаз имеет богатую историю – Италии, Англии, Германии, Франции и Дании.

Штекель: А как люди становятся критиками? Чем интересна и ценна критика?

Ларри: Сегодня каждый может назвать себя критиком – завести блог, писать в социальные сети и  высказывать свое мнение по любому поводу. Может быть это хорошо, может нет. У меня нет времени, чтобы читать всех и оценивать высказывания.

Когда я начинал писать о музыке,  было всего несколько музыкальных изданий и несколько звукозаписывающих лейблов. Тогда от некачественных журналистов рынок очищался самостоятельно, а плохо играющих музыкантов просто не записывали.

Сегодня лейблов в десятки раз больше, а записаться в студии может кто угодно. Это очень демократизирует процесс, есть только одна проблема – записаться в студии может кто угодно. 10-15%  этих записей очень хороши, еще 15-20% — полная ерунда, а остальное – разнится по качеству.

Каждый критик должен ответить на кто, кем он хочет быть и чем заниматься. Помогать продавать записи, восхваляя музыкантов, или образовывать читателей и открывать им что-то новое?

Многие музыканты очень хорошо играют, но когда начинаешь брать у них интервью – выдают какие-то стандартные фразы. А критик или журналист может рассказать об их музыке так, чтобы слушатели узнали что-то новое.

Larry Appelbaum, Michael Shtekel

Чтобы стать критиком вам нужно погрузиться в материал и  выработать более глубокое понимание музыки. Тогда вы будете слышать, когда на сцене исполняют музыкальные клише, а когда проявляют креативность.

Задача журналиста изучить как можно больше о своем предмете, а потом научиться рассказывать понятным языком. И, разумеется, все время практиковаться. Работать с текстом по шесть, по семь, по восемь часов в день. Так же, как работают музыканты.

Фото: Татьяна Бербат, Facebook Larry Appelbaum

Рассказать друзьям

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Читайте также:
Powered by WordPress | Designed by: diet | Thanks to lasik, online colleges and seo

Switch to our mobile site