-
Наши авторы
- Михаил Штекель
- Марианна Подя
- Юля Коваленко
- Станислав Кинка
- Лилия Штекель
- Музей западного и восточного искусства
- Андрей Федотов
- Татьяна Бербат
- Александра Андреева
- Марина Чиянова
- Николай Яковенко
- Дмитрий Остапов
- Odessa Photo Fest
- Художественный музей
- Дом Блещунова
- Регина Орехова
- Анастасия Суворова
- Анна Волкомор
- Вера Савченко
- Даша Куприянова
- "Красный Квадрат"
- Ася Блажевская
- Ира Тищенко
- Александр Ю.
- Татьяна Суворова
ДДТ в Одессе: «Пока есть ты — смерть неправа!»
19 сентября Одессу снова навестил легендарный батька русского рока – Юрий Юлианович Шевчук. Заручившись поддержкой своей верной гвардии, шестерых замечательных музыкантов и потрясающей бэк-вокалистки Алены Романовой, «Юлианыч» вновь пустился в пронзительно-лирическое и социально-философское путешествие по глубинам сознания простого славянского человека – со всей его болью, пороками, грязью, нежданной радостью, надеждой и верой… А еще он привез в Одессу настоящую раннюю осень – когда невзирая на холод кажется, что все еще будет хорошо…
Концерт ДДТ в Одессе – это всегда праздник. Я знаю немало людей, которые воспринимают сии нечастые события ни много ни мало как знамения к началу новой жизни. Дескать, всё, после концерта Шевчука бросаю курить, начинаю учить французский, бегать по утрам, сдаю бутылки и устраиваюсь на работу… Это и не мудрено – при нынешнем дефиците праздничных парадов и хороших новостей по телевизору. Я и сам, чего греха таить, отношусь к таким людям…
Концерт ДДТ – это двухчасовой полет в совершенно иной мир, наполненный потоками позитивной энергии и любовью, от избытка которой хочется обнять и расцеловать каждого встречного, потому что он кажется тебе таким родным и близким… В мир вечной осени, грустный, но хранящий где-то внутри себя надежду… Так было и на этот раз. Мне снова удалось на два часа забыть про унылую реальность серых осенних будней, и приоткрыть окно в мир мощной роковой музыки и хрупких философских текстов вечного уфимского бунтаря, «татарина на лицо да с фамилией хохляцкой» Юрия Шевчука.
Кстати, про окно – это в самом прямом смысле слова: я впервые в жизни смотрел на дядю Юру в проем из-под самой крыши Музкомедии. Выше меня, кажется, были только голуби… Не знаю, понравился ли концерт им, а вот мне впечатлений хватит надолго… Ну, как минимум, еще на одну осень…
… Юрий Юлианович вышел на сцену с опозданием не более чем в 10 минут, одетый, как обычно, весьма просто – в черных брюках и синей футболке. Он поздоровался с залом, сказал несколько слов о летнем концерте в Киеве и попросил всех присутствующих поддержать страдающую от рака журналистку Елену Чекан,– «если у вас остались какие-то деньги после покупки билетов…». И концерт начался. Под легкую фоновую музыку Шевчук спустился в зал и, выразительно декламируя стихи к песне «Проводник», принялся бродить по центральному проходу, здороваясь за руку со всеми близ сидящими..
Как же я пожалел в этот момент, что забрался так высоко под крышу! Это был своеобразный эпиграф ко всему концерту – Шевчук как бы приехал не выступить, а послушать, что ему расскажут люди:
Что мне расскажет Родина моя,
С плывущими кусками на экране
Любви замерзшей, вьюгой февраля,
В пустой и тёмной пропасти зрачка
По расширяющейся звёздной пилораме?
Что мне расскажут эти города:
Многоэтажки, склады, чьи-то норы,
Одушевлённые граффити гаражи
И серые бетонные заборы?
Завершилось хождение Шевчука в одесский народ многократным бунтарским призывом – «Нет, не рабы мы!!!». Огромный паровоз ДДТ с красной звездой на фронтоне тяжело завертел колесами, осветил тьму прожектором и двинулся в путь по накатанным рельсам и хорошо знакомым станциям. Задвигались огромные разноцветные фонари, погружая сцену и зал во все цвета радуги, на сцену вышли музыканты, дядя Юра вооружился гитарой и принялся своим фирменным жестом сбрасывать на пол листочки с текстами уже спетых композиций. Мощную, образную и ироническую, совсем новую «Реальность» («… Я сражался за чистый разум, но он опять не туда завел…») сменил нежный и хрупкий «Вальс» («…Вырваться за грань уютной, проданной свободы…»).
А «Вальс», в свою очередь, плавно перетек в мрачноватый и пронзительный, построенный на контрастах «Ларек» («…На мою свободу слова льют козлы свободу лжи…»). Вторая часть этой песни, когда Алена Романова теплым и задушевным голосом на фоне сильного ритма напевает что-то французское, показалась мне эдакой иллюстрацией к эпохе «лихих девяностых»: наивность и агрессия, соединенные воедино, маленькая девочка с куклой на фоне железнодорожной насыпи и заброшенного завода… Следующим номером шло виртуозное и умиротворяющее соло от трубача Ивана Васильева, затем – успевший уже полюбиться многим «Пропавший без вести», во время исполнения которого Шевчук напоминал то ли Диогена, с фонарем ищущего на площади настоящего человека, то ли какого-то христианского святого, неприкаянного странника и проповедника… Затем следовала «совершенно новая песня, написал в этом сентябре», из которой мне запомнились слова «… как наше счастье высоко…» и яростный, речитативный, пронзительно-философский «Солнечный свет»:
Как писал Иеремия: «Кто не имеет идола, тому не страшен позор».
При коммунизме человек теряет личность, батальонам она не нужна.
Капитализм человека делает вещью, а на каждую вещь есть вор.
Очень хочется верить в иное, но как испить эту чашу без дна?
Здесь Юрий Юлианович даже пустился в пляс. Ломаные движения, символизирующие, по-видимому, нелепость и никчемность современной массовой культуры, он сопровождал призывами оставаться самим собой и держаться добра. Вслед за этими ритуальными танцами, в полном соответствии с обрядами индейской народной культуры, зал накрыло магнетизирующее соло ударника Артема Мамая на огромных тамтамах.
Вообще стоит отметить, что чуть ли не главной отличительной особенностью концертов Шевчука является простота общения, ирония и тесный контакт с публикой. Так, например, к концу первого часа он спросил «Ну, что вам спеть, друзья?», и в ответ на крики «Осень давай!» заявил «Я никогда никому не даю! Вообще, я пошел!». И действительно ушел со сцены, предоставив группе возможность исполнить длинный и красивый проигрыш, а затем вернулся и спел старую добрую песню под названием «Ты не один». Зал облегченно вздохнул – те, кто пришел исключительно на «Осень», поняли, что она еще будет.
Очень богатым концерт оказался на стихи: про Одессу («… Лестница в небо у Дюка, о ноги, ноги! Пока поднимешься по этой гранитной дороге, — все мысли прокисли…»), про сериал («… Но вот приказ – «Мотор»!, и сериал потек, полезло мыло. 606-ю серию, 707-ю серию, 2000-ю серию она козла любила…»). Лирическая нота происходящего действа была закреплена ироничной песней про творчество великих писателей «В ресторане», смахивающей на русскую народную «Антониной» и, наконец, широко известной «В последнюю осень», в новом вступлении к которой прозвучали такие строки:
Все в жизни – правда, и все неверно,
Не так уж плохо все, не так уж скверно!
Разумеется, не обошлось и без большой политики. Во время исполнения песни «Когда закончится нефть» Шевчук на некоторое время приостановился, поднял глаза к небу и голосом по-настоящему измученного нарзаном человека сказал: «Я не знаю, сколько будет править Путин…», чем вызвал бурную одобрительную реакцию зала. Не меньшее удовольствие доставила зрителям история о жулике, которого как-то раз в центре города повстречал Шевчук, и который предлагал ему садиться в машину, там, дескать, 4 девчонки и 2 ящика вина. Юлианыч, естественно, «стал ныть», что у него вечером концерт. «Ну давай тогда автограф! А шо, у тебя ручки нема?», — с чисто одесской непосредственностью спросил жулик.
Еще одна неотъемлемая часть концерта ДДТ – это, конечно, дань уважения городу, в котором, собственно, все происходит. «Южной Пальмире от Северной» дядя Юра подарил оригинальное попурри из песен «Ленинград» и «Не стреляй!». Несколько раз за время выступления Шевчук упоминал о том, что сегодня — день рождения клавишника группы, одессита Константина Шумайлова. «Я сегодня с утра вышел на пляж… Алкаши курят, торгаши раскладывают товар… И я в черных очках!», — так встретила лидера ДДТ Одесса.
Правда, в скобках заметим, что такого рода истории стали уже визитной карточкой Юрия Юлиановича: на концерте 28 февраля прошлого года во Дворце спорта он рассказал, что с утра пробежался по бульвару, и опять-таки видел там алкашей.. Да и Костю Шумайлова мы в тот раз тоже с чем-то поздравляли.. Ну да ладно, не будем придираться, всякое бывает. Еще одним подарком городу стал неожиданный джаз-джем с явно одесским привкусом посреди песни «Я завтра брошу пить». А вот самым сильным за весь концерт, на мой взгляд, стал «Капитан Колесников» — памяти атомной подводной лодки «Курск».
В завершение этой грандиозной феерии философского рока группа исполнила всенародно любимые, ожидаемые большей частью зала, и все-таки не надоевшие, а такие милые и простые хиты «Просвистела» и «Что такое осень», а на бис – обожаемые тремя-четырьмя поколениями фанатов композиции «Ветер», «Родина» и «Это все». Финальным аккордом шевчуковской непринужденности на сцене стали «облокачивание» на застывшего у сцены охранника и страстные фото-объятия с одной из зрительниц под звуки «Родины». А уже после концерта дядя Юра раздавал автографы, снова пожимал всем руки, рассказывал о новых песнях, о несостоявшемся бесплатном концерте в Приднестровье, сам предложил всем собравшимся сфотографироваться вместе, успокоив охрану фразой «Да никто меня здесь не зарежет!», после чего под аплодисменты и крики «Юлианыч, спасыбо!» погрузился в автобус.
… Я был на концерте ДДТ в июне 2001 года на стадионе СКА, когда Шевчук засунул микрофон в карман шортов, залез по аппаратуре на высоту третьего этажа и уже оттуда стал допевать песню «Потолок». В октябре 2003 концерт во Дворце Спорта Шевчук излечил меня от начинающейся простуды. В августе 2005 больше всего запомнилась фраза из песни «Юра, как жить дальше?». В апреле 2007 дядя Юра привез в Украинский театр свою «Прекрасную любовь», а в июле 2008 — вместе с Братьями Карамазовыми и дьяком Кураевым - праздник Крещения Руси, прошедший на Соборной площади. В марте 2011 года меня поразило, что Шевчука после концерта в Филармонии ждало в десять раз больше людей, чем выступавшего через три дня там же Бутусова. В феврале 2012, после презентации альбома «Иначе» во Дворце спорта, я еще минут 40 после концерта пел во весь голос - просто не мог справиться с нахлынувшими эмоциями. Несколько дней назад отгремел еще один концерт, на этот раз в Музкомедии. Вся жизнь прошла под музыку ДДТ… Каждый альбом Юрия Юлиановича - это срез целой эпохи, каждый концерт — честный, простой, искренний и настоящий, как хорошее вино, как рука друга, как построенный еще дедом домик в деревне. Хочется от всей души пожелать дяде Юре долгих лет жизни и творчества, ведь «… пока есть ты — смерть неправа!». Потому что после каждого концерта ДДТ понимаешь, что жизнь — не такая уж скверная штука, все еще впереди, зло никогда не победит добро, и все горести нипочем, пока есть надежда… Как писал великий поэт ХХ века Владимир Маяковский, «… и стоило жить, и работать стоило!». Главное – просто быть собой и держаться добра…
Организатор выступления — концертное агентство «Пале АРТ»