Заметки

«Альберт, или Высшая форма казни» – послевкусие

6 Июл , 2016  

Вот и всё на эту неделю. Команда «Альберта…» уже почти вся разъехалась – кто-то уже дома, в Киеве, кто-то – ещё остался по делам или просто погулять по Одессе. А я вспоминаю чёрно-белую графику спектакля, и у меня делается на душе сначала тревожно, а потом – отпускает. Ведь всё-таки взлетели белые птицы, и одной грешной душой в аду будет меньше.

Очень много вопросов было у меня, когда я посмотрела «Альберт, или Высшая форма казни» в первый раз. Эти вопросы не стоит задавать режиссеру. Эти вопросы нужно задавать себе.

История одного средневекового мошенника и негодяя – какое отношение она имеет к нам? «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» Но ничего не бывает просто так. Вдруг сейчас, в этот момент, кто-то решает для себя тот же самый вопрос, что и злосчастный Альберт?

Очень хотелось увидеть ещё раз, может быть, что-то ещё понять, осмыслить… И завидовалось львовянам, которые смогли посмотреть «Альберта» прямо на Ратушной площади – там, где его сожгли на костре…

Еще в прошлый раз, когда удалось посмотреть спектакль в помещение кинотеатра «Ю-Синема», мне показалось, что спектаклю «тесно» в рамках замкнутого пространства. Не только потому, что стены и потолок диктуют свои законы, но и потому, что структура этого спектакля такова, что ему требуются небо и облака над головой. И посторонние шумы не отвлекают и не мешают – действие настолько захватывает, что вам становится наплевать на внешние шумы, а внутренние – вроде невыключенного мобильного телефона – они сводятся к минимуму.

Зал Зелёного театра в этот вечер 2 июля был полон, и почти все зрители смогли стать единым целым. Стояла тишина, иногда прерываемая криками птиц над нашими головами, звуками салюта где-то далеко в парке Шевченко. Нельзя сказать, что восприятие «Альберта…» было единодушным, было несколько человек, которые ушли в начале спектакля – наверное, это просто «не их спектакль». Те, кто смотрели всё действо от начала и до конца, испытали ощущение катарсиса и душевного подъёма.

Я смотрела «Альберта…» в прошлый приезд АртПолевской команды и радовалась встрече с теми моментами, которых ждала.

Меня каждый раз восхищает графика Анатолия Белова, которая стала основой для визуального ряда спектакля. Мы видим процесс размышлений художника над судьбой грешника Альберта – кисть или карандаш рисуют черты лица главного героя, базарных торговок, монахов, палача, белых птиц. Мне стало, как и в прошлый раз, страшно, когда на полотне экрана начали вырисовываться черты посредника дьявола, которому собирался продать свою бессмертную душу Альберт. Мурашки пошли по коже. Ощущение сопричастности – очень чёткое. Это было очень сильно.

Музыка – о ней можно думать и говорить бесконечно. Марк Токарь – волшебник! Контрабас Токаря «разговаривает» — кажется, что можно разобрать отдельные слова. Ульяна Горбачевская – её голос пробирает до мурашек! Ульяна – разнообразна и органична в любой роли! Они вдвоём создают звуковое обрамление тому тексту, что читает сам Юрий Андрухович. Трио буквально «колдует» на сцене. Вписанные в текст Андруховича его же стихи – о цирке Вагабундо, о подземных рыбах – естественно влились в текст «Альберта».

…Сцена костра — когда создалась иллюзия, что экран горит – а ты сидишь, и даже встать не получается, колени не слушаются, руки дрожат, а по щекам вдруг текут слёзы — потому что всё так страшно, жестко. И тогда финал – когда взлетают белые птицы – становится и для тебя верой в то, что есть кому побороться за душу, за любую душу, что даже самые отпетые мошенники имеют право на высший и справедливый суд, что ты не останешься над страшной бездной без спасительной помощи белых крыльев…

В общем, мысли мучают всякие до сих пор, вспоминаются смешные и трагические моменты, и мурашки по коже – тоже вспоминаются. Этот спектакль был сыгран не зря. И я убедилась в том, что каждый раз «Альберт» — неповторим. Для каждого города – он другой. Для каждого зала – он немного меняется. Для каждой публики – свои точки соприкосновения.

Я очень рада, что в Одессе выросла хорошая публика, которая готова вот так «соприкасаться», думать, понимать. И пусть нас будет больше, и мы будем ждать в Зелёном театре показа спектакля «Розділови» — он тоже побуждает думать, кроме эстетических ощущений учит увидеть важное и переоценить жизненные ценности.

Я надеюсь на встречу. Не останавливаемся, ладно?

,