Второй день III одесского биеннале современного искусства начался в галерее «Желтые великаны» Одесского художетственного музея.
Только в «Желтых Великанах» я понял, что имел в виду со-куратор биеннале Мирослав Кульчицкий, когда сказал, что при распределении работ по галереям они руководствовались тем, чем для чего подходит само помещение. Именно здесь, в обшарпанных стенах «Великанов», в полуподвале, работы арт-рейдеров и хулиганский видео-арт арт-группы SOSка смотрятся уместно и, скажем так, в интерьере.
Чуть ли не половину экспозиции составляют фотохроники акций арт-рейдеров (Одесса) и «Дней квартирных выставок» (Харьков). Арт-рейдеры – группа одесских художников, в том числе Игорь Гусев, Леонид Войцеховский и Александр Венецкий, которые устраивали передвижные выставки-ярмарки прямо на Староконном рынке.
В разные годы в них принимали участие самые различные творцы. Даже известный одесский журналист Ута Кильтер, если я правильно помню, принимала в них участие. Отмечался в арт-рейдерах и музыкант, а теперь и главная звезда фильма «Не хочу умирать» Стас Подлипский.
Не ограничивая себя выставками, арт-рейдеры совместно с известным одесским райтером apl315 решили выступить против вандализма и помыли колоннаду Воронцовского дворца.
С другой стороны зала расположились харьковские художники – очень концептуальные и очень серьезные. Кстати, здесь можно посмотреть их работы в контексте Харькова. Работы «рейдеров» очень сочные, в них проявляется южность и какой-то разухабистый пофигизм одесситов. Тепло у нас в Одессе, чего переживать.
Организованный протест и требование это, как мне кажется, не для одесских художников. У нас в чести эпикурейство и вечно-расслабленное состояние, по крайней мере на публике. Зато и смотреть на их работы можно просто с удовольствием. Как говорил, правда по другому поводу, со-куратор биеннале Михаил Рашковецкий, это просто красиво.
Напротив рейдеров расположилось две большие инсталляции: «Саркофаг» Романа Громова и «Starфакел» Сергея Лиховида. Обе внушительны по объему и, фактически, подминают как минимум пол-галереи под себя.
На первой мы видим четырех игроков «Шахтера», политых нефтью. На плечах они несут огромный саркофаг, из которого сыпется уголь. Саркофаг украшен символикой футбольного клуба «Шахтер» и как бы горит изнутри. Работа очень интересная и, с моей точки зрения, удалась Роме лучше, чем коллажи. Тем более потрясает масштаб реальной работы.
Вообще, надо сказать, даже в Одесса становятся все популярнее масштабные формы современного искусства. Можно вспомнить одну только печать на Куликовом поле, да и все остальные арт-объекты «Музея. Внутри и снаружи». Теперь про художника не скажешь, что он ничего не делает, это уж точно. Поверьте косвенному участнику сборки одного из объектов.
В «Starфакел» стоит в другом углу галереи. Это огромный, сделанный из зажигалок, человек. Огромная, наполовину утопленная в стройраствор, зажигалка, служит ему фаллосом, а белые «шорыт» сделаны из одноразовых чиркалок с фотографиями обнаженных женщин. Пряжка ДНД – Добровольная народная дружина – поддерживает развратные штаны, из которых рвется монструозная зажигалка. В общем, описывать скульптуру не менее забавно, чем делать, наверное.
Сходить в галерею можно рекомендовать всем ценителям не-изобразительного искусства. Тем, кому рассматривать инсталляции будет интереснее, чем линии и пятна на холсте. В общем, аудитория намного более широкая. Особенно у «Starфакела».
биеннале, современное искусство, художественный музей