В Одессе наконец-то открылось III Одесская биеннале Современного искусства – в отличие от первых двух международная. О составе и расписании мы писали неоднократно, тут и тут.
Буквально за месяц до открытия со-куратор биеннале Михаил Рашковецкий пугал меня и других журналистов европейским уровнем мероприятия и вообще какими-то умопомрачительными картинами, арт-объектами и видео-артом. И теперь можно смело сказать – пугал не зря.
Современное искусство – довольно специфический, разумеется, жанр. «Я в Лувр хочу, бл*дь!» — заявила одна моя приятельница, когда я поинтересовался как ей биеннале. Contemporary art совершенно не ставит перед зрителями вопрос о том, КАК это нарисовано (изображено, высечено, склеено). Вместо этого зрителю предлагают подумать, ЗАЧЕМ это изображено. Что заставило художника склеить куски старых газет и накидать в один из залов мусорные мешки, набитые то ли вещами, то ли скомканными газетами.
Нужно отдать должное и кураторам, и художникам. Тему «Самоуправление» они отработали замечательно – работы актуальны, хоть практически и не задействуют современные политические символы.
Прямо на пресс-конференции у со-куратора биеннале Мирослава Кульчицкого и директора Музея современного искусства Одессы Семена Кантора вышел спор – а должно ли вообще современное искусство быть актуальным. По мнению, директора – нет. Искусство – это талантливый анализ и обобщение увиденного художником, а актуальность – проблематика для журналистов. Кульчицкий же считает, что современное искусство должно в первую очередь отражать происходящее, оперативно реагировать на него. Разумеется, каждый выбирает позицию по себе, но сама биеннале получилась скорее «актуальной», чем аналитической. Позиция роденовского мыслителя, как мне кажется, устарела – каждый боится, что кто-то выбьет из под головы руку.
Все работы, отражающие проблему «самоуправления» кураторы делят на три группы: работы, предлагающие решения сложившихся проблем, критические работы и работы-оверсайдеры. Последняя группа вообще смотрит на проблемы самоуправления как на что-то нерешаемое.
Проект был бы невозможен без гранта от компании СКМ Рината Ахметова. Около 100 тысяч гривен ушло в основном на техническое обеспечение проектов, гонораров художникам не предусмотрено. Даже на каталог выставки деньги только предстоит искать и качество каталога будет напрямую зависеть от того, сколько денег найдут.
В помещении МСИО на Белинского,5 разместили относительно «классические» работы. Это живопись, видео-арт, фотографии и две уличные инсталляции. На обеих хочется остановиться отдельно.
Буквально у входа стоит «МАФ – место для автоформирования». Что может быть для Одессы актуальнее, чем такой арт-объект? Его автор Ольга Ланник, куратор проекта «Музей. Внутри и снаружи». Кстати, об этом проекте мы тоже писали.
Еще одна уличная инсталляция – желтый «Опель», в котором крутят «видеоарт». Не сразу посетители поняли, что это не парковка, а еще один объект.
Прямо перед входом в музей красуется работа графитчика apl315. Самоуправление? Определенно.
Музей встречает посетителей выставки, в частности начальников областного и городского управления культурой, слоганом: Rent-a-gov, «возьми правительство в аренду». Это не просто слоган, а целая идея, с которой болгарский художник Лучезар Бояджиев вышел в люди. На фотографиях мы видим как его окружила полиция. Взял ли он в аренду правоохранителей? Сможет ли он доказать им, что его служащие, в смысле чиновники, нарушили какой-то неподписанный договор об аренде? Сомневаюсь.
Буквально за углом, в небольшом зале можно научиться самовыражению. Румынский «художник» Дан Перьйовши предлагает каждому взять в руки мел и, вдохновившись несколькими готовыми схемами, начать работать над собой. Для начала, вербализовать свое представление о человеке, мире и тому, как им взаимодействовать. Кроме потребления, разумеется.
«Я никогда не буду нарушать правила» — пишут в американских школах дети после уроков, оставленные за плохое поведение. Что писать нам, что украинцам, что румынам, на доске демократии? Или лучше рисовать? Высказывания о народовластии и самоуправлении звучат как-то банально, вам не кажется? Зато рисунки, наскальная живопись самоуправления это уже многозначительно.
В соседнем зале видеоарт российских художников. Хор из нескольких человек рассуждает на вечные темы: кто виноват, что делать, вырубить лес или поговорить о русской душе, что такое политика, как ее использовать и насколько практичен классовый подход. За кулисами их подслушивают коллеги – подсказывают, шутят и издеваются над неудачными предложениями.
Опять зал – инсталляция Мирослава Кульчицкого. Ненужные вещи под заголовком: «Не думай о смысле, думай о переработке». Кучка ненужных вещей и намного более интересные фотографии. Снятые на мыльницы виды Одессы с подписями: понаставили, понаехали, понаклеивали… Вертишься в этих фотографиях и узнаешь себя: понаехал, осквернил, навязал, довел…
Небольшой зал отведен белорусским картинам-инсталляциям – имитациям газет. Причем газет не каких-то там буржуазных, а самых что ни на есть ударных. Марина Сапрушкина сознательно сохранила классическую газетную стилистику, причем самую какую-то кондовую. Зачем? Мне неясно.
Любопытно выглядит серия подушек в одном из последних залов первого этажа. Создатель Дмитрий Орешников назвал их «хроно-мнестическими» и в сопроводительном тексте написал, что на таких подушках не захочется просыпаться. Стирать и сушить отдельно…
Идем на второй этаж. Прямо у входа нас встречает целофанновый пакетик – инсталляция «Пионеры» Ирины Волгаревой. Использовали пионеров, теперь сушат, может не одноразовыми окажутся…
В зале стоят одетые в пальто манекены – работы Стаса Жалобнюка. Неуместно смотрятся картины того же Жалобнюка на фоне этих швейцарских стражей искусства. В своей статье Мария Гудыма объясняет это так: «С манекенами – это симпатичная работа одессита Стаса Жалобнюка «Натуральный обмен» — был грех, отплатили ему за картины брендовой одеждой, и теперь он поместил фирменное пальто из своего гардероба на одном манекене, рубашку и брюки на другом, а за ними расположил полотна, адекватные «проданным».
На столе посередине зала – подозрительная черная колбаса из пластмассы, на одной из стен – расписание дня какого-то творческого человека. О социальных сетях ни слова – переписка, работа, студия…
Следующий экспонат – сомнительный, подозрительно похожий на Дюка, гипсовый тип показывающий «фак» пришедшим. Работа Bondero (Голландия) носит лаконичное название F.A.Q. Кроме Дюка фигура напоминает Нео еще не вышедшего из матрицы – весь в проводах и лампочках. Кроме того, работа не может не напомнить о знаменитом «Человеке с ящиками» Сальвадора Дали.
И, наконец, завершает экспозицию фотопроект Мирослава Кульчицкого, Александра Пролетарского и Станислава Иващенко (саундтрек) «После конца» — черно-белые фотографии разрушенного завода, кажется «Краян» в кафельной обстановке.
Рассказать обо всех работах невозможно, но мы будем стараться. Поэтому скоро читайте продолжение – мероприятий у III Одесской биеннале будет еще немало.
Фото автора и Подя Марианны.
биеннале, современное искусство