Дмитрий Богомазов

Заметки

Дмитрий Богомазов: «Эдип», «Гамлет» и так далее.

15 Апр , 2013  

В Одессу приезжал известный киевский режиссер Дмитрий Богомазов, работа которого над спектаклем «Гамлет» в Одесском украинском театре имени Василя Василько заслужила Шевченковскую премию.

О «Гамлете» и о жизни…

Ранее на Шевченковскую премию уже выдвигался спектакль «Щастя поруч» — первая в одесском театре постановка Дмитрия Богомазова, но повезло именно «Гамлету».

«Гамлет» идет уже не первый год, но Богомазов нашел спектакль в хорошей форме и поздравил Одессу в лице собравшихся журналистов с таким хорошим театром.

По мнению Богомазова, Одесский украинский театр — лидер желаний. Именно желаний, потому что развивать театр может только тот, кто хочет развиваться, кто понимает, как это делается. И в этом смысле Одесский украинский театр не является провинциальным.

«Есть в жизни разные развлечения. Театр я бы относил не к развлечениям, а к культурным «осередкам», куда человек может прийти и свое восприятие жизни утончить или расширить… Театр — это место, где с его сознанием работают как с более тонким инструментом…» — эти слова Богомазова о театре как о храме души определяют его жизненную позицию, и это вселяет надежду , что настоящий театр выживет, сохранится, не перепрофилируется. К сожалению, тенденции к внутренним и отсюда внешним изменениям в современных театрах есть, ведь театры выживают как могут.

«Благодаря руководству этот театр выживет, он останется театром. … Если и дальше в культуре дела пойдут так, как сейчас идут, — заметил Богомазов, — то этот театр (одесский украинский — прим.авт.)выживет… Какие-то театры перестанут называться театрами, станут называться мюзик-холлами или чем-то еще…»

Дмитрий Богомазов в Украинском театреО труппе украинского театра

Состояние труппы бодрое, тонусное, по мнению Дмитрия Богомазова. И это радует. В столице больше возможностей обустроить свою жизнь, заработав денег на озвучке и на съемках, в Одессе всё гораздо печальнее. Создать и удержать труппу в таких условиях — очень трудное дело. «Актер — это очень трудная профессия, душевно затратная, энергетически затратная, она нечасто бывает благодарной», — откровенность Дмитрия Богомазова не случайна, режиссер набрал в этом сезоне актерский курс, и он знает, что вырастить молодого артиста — дело очень трудное. Еще труднее — собрать и сохранить хорошую труппу. Богомазов уверен, что в украинском собрана очень хорошая труппа, с которой можно сделать очень многое.

Новые технологии — новая жизнь театра

Совсем недавно в театре был проделан интернет-эксперимент — онлайн-трансляция спектакля «Гамлет». И это стало очень интересным опытом для театра.

Онлайн-трансляция спектакля приветствуется Дмитрием Богомазовым, присутствовать в пространстве интернета очень важно для театра. Насколько художественно, трудно сказать, но для информации и рекламы — интерес есть. И есть смысл продолжать эту практику.

«Живой показ живого организма!» — поддержал Игорь Равицкий своего коллегу.

Планы, планы…

С 2002 года в Одесском украинском театре Богомазовым было поставлено 4 спектакля.

Надо найти время, возможности, чтобы всё совпало, и Богомазов снова сумел поработать в этом театре: время, возможность, репертуар и деньги — Валентина Михайловна Прокопенко сделает всё, чтобы найти деньги на новую постановку. Потому что в театре всегда нужна свежая новая кровь, новые режиссеры. Первой рискнула начать эту практику приглашения ведущих режиссеров в театр именно Прокопенко. Где она находила деньги и время, знает только она. Первым в списке режиссеров стоял Богомазов. Но работать первым стал Юрий Одиноков («Ревизор»). Следующим стал Богомазов — «Щастя поруч», спектакль идущий уже десять лет, пользующийся любовью зрителей, «растущий» с каждым годом.

О зависти…

«Лучшие режиссеры Украины у нас ставили и будут ставить», — гордится руководство театра.

Во всяком случае, ни в одном театре Украины такого соседства фамилий режиссеров нет.

Ревности к этим режиссерам у главного режиссера театра Игоря Равицкого нет. Зависть — немножко есть. Это нормальная, хорошая зависть, «рабочая». Равицкий не стесняется признаваться, что он завидует. Но он учится работать с актерами с каждым новым приглашенным режиссером, для Равицкого главное, чтобы качественно «росла» труппа. За 12 лет такого опыта труппа очень выросла. Эта труппа может работать теперь с любым режиссером, и Равицкий этим заслуженно хвалится. Это очень полезный опыт.

«Театр никогда не может исчерпан какой-то одной системой — ни Станиславским, ни Гротовским, отдельно взятыми, — делился с нами Богомазов. — Актер накапливает в себе опыт работы с разными системами, с разными режиссерами, всё это в актере остаётся, и это формирует труппу».

О поводу премий и фестивалей…

«Смысл любого фестиваля — это попытка создать  систему координат… Есть некая система координат. Она всё время обновляется, не стоит на месте. Искусство — это очень подвижная сетка, очень зависит от того, кто делает и кто читает, кто смотрит… создать систему координат, которая кому-то может быть маяком, ориентиром…»

«Наше дело — трудиться!..»

Богомазов начинал в Киеве с «Бесталанной», поставил, учась на 3 курсе, получил «Золотую Пектораль». Ссейчас поставил Васыля Стефаника, в театре Ивана Франко, по отзывам — великолепная работа, привезти бы к нам на гастроли…

«Планов много… Надо, чтобы театр потянул… Украинская классика очень требовательна. Её очень трудно ставить… Украинский театр развивался в очень сложных условиях… Он был практически запрещен. Эти авторы были в своем роде подпольщиками… Чтобы из подполья что-то достать, требуется очень много усилий, взгляда. подхода… Простоты этот театр не очень приемлет…» — считает режиссер.

«Плановое хозяйство в творчестве не предусмотрено. Творчество есть творчество», подчеркнула Валентина Прокопенко. — Можно напланировать 5 премьер, 10 премьер, и выпустить блины, жареные так, что невозможно есть… Театр должен быть как лев, который рождает одного ребенка, но зато — льва…»

Список молодых интересных режиссеров, когда-то составленный Равицким и Прокопенко, уже исчерпан. Режиссеры приглашаются уже по второму кругу. Что будет дальше? Где искать новых талантливых режиссеров? Похоже, что это не только украинская проблема, это проблема общая.

Театр не разочаровывается, театр ищет — режиссеров, сценографов, актеров… Театр живет, работает. Приходите, вас всегда ждут!

Дмитрий Богомазов в Украинском театре

 фото: Татьяна Бербат

, , ,