Легендарная постановка Георгия Ковтуна живет на сцене Одесского русского драмтеатра уже целых десять лет.
Я хожу на этот спектакль не так часто, как некоторые фанаты. Интересно, были ли сегодня в зале театра те, кто видел «Вий» десять лет назад? У спектакля есть своя публика – с самого первого показа. На форуме «today.od.ua» фанатки писали что-то вроде: «…Я была сегодня на «Вие» в 57-й раз… Димочка Жильченко, я тебя обожаю…»
Я была не 57 раз, а всего лишь раз пятнадцать. Так получилось, что я оказалась семейно связана со спектаклем, и мне было интересно посмотреть все составы. Сравнить, увидеть, кто новенький, как вписался, увидеть очередную Панночку (от исполнительницы этой роли зависит успех спектакля, на мой взгляд), увидеть, как растут дети из ансамбля «Калейдоскоп», которые работают во всех массовых танцевальных сценах.
Когда-то в спектакле были задействованы еще и певцы народного ансамбля песни, музыканты-скрипачи, спортсмены-саблисты… Сейчас на сцене людей гораздо меньше. Но те, что есть – берут ансамблевостью, энергетикой. На них на всех до сих пор интересно смотреть.
Они мне уже как родные.
…Я до сих пор волнуюсь, когда смотрю. С самой первой минуты, когда начинает звучать гениальная музыка Евгения Лапейко – увертюра, все уже сидят, в зале начинает темнеть, но еще не совсем гаснет свет. Такой полумрак, и звучит музыка Лапейко – почти сказочная, но такая рОковая… И я вспоминаю, как он выходил из-за кулис на поклон на премьере, улыбался…
Никто не понимал в дни премьеры, что выйдет из этого спектакля. Поставленный до этого Ковтуном спектакль «Пеппи!» — в этом же театре, с этим же творческим коллективом – был ярким, посещаемым, но недолго прожил на сцене, к сожалению. Вечером, перед премьерой, была сдача спектакля – для «своих». Я смотрела на сцену и думала, что это же – ужас что такое, все такое «сырое», как все будет завтра?! Татьяна Коновалова смеялась своим демоническим смехом – никто так страшно не умел смеяться в роли Панночки, как она… Алена Колесниченко – зеленоглазая, с ведьмовской улыбкой – после показа побежала за кулисы, она тоже была настоящей Панночкой…
Лапейко и Ковтун выглядели уставшими, но не сдающимися…
И назавтра все случилось как надо!.. Гробы летали над сценой, не падая… Панночка с Хомой летали над сценой и партером, пугая первые ряды…
Реакция прессы на премьеру была сложной: от бурного восхищения до громкого порицания.
Но спектакль продолжал жить. Жить и собирать публику. Обычно на «Вия» всегда полный зал. В чем секрет? Пару лет назад я уже пыталась в этом разобраться.
И вот теперь, когда спектаклю уже десять лет, я, кажется, понимаю, что секрет в том, что делался этот спектакль с огромной любовью, с желанием поиска, с отчаянием прыгуна в воду с очень высокой точки. Упасть, чтобы взлететь!..
Меняются Панночки – и маленькие, и взрослые… В субботу Панночкой была Александра Цымбалюк – звонкая, пластичная. Почти не меняются Хомы Бруты – Дима Жильченко играет его сам, за редкими исключениями. Меняются Ректоры – ушел из жизни легендарный Семен Крупник, и теперь мы видим других актеров – все по-другому, но все – с любовью… Ярослав Белый продолжает играть страшного Сотника. Михаил Дроботов танцует гопак. Сменяются казаки и казачки, посетители ярмарки — парни и девушки в украинских костюмах, лихо отплясывающие на сцене, тетеньки, продающие леденцы, цыганки и скрипали…
Все так же мне страшно, когда старуха-панночка соблазняет Хому. Руки Панночки в синем свете кажутся нежными и хищными одновременно… Все так же страшно, когда Хома Панночку убивает. Музыка – волшебная, дьявольская даже…
А потом музыка становится ангельской – когда Хома готовится к третьей ночи. И в зале обычно стоит мертвая тишина, а потом, когда Хома, сняв с себя решительно рубаху, запрыгивает в бочку с водой и яростно начинает умываться, зал начинает хлопать…
Жуткий финал истории, и маленькая Панночка опять смеется или плачет – не разберешь. Занавес…
И зал хлопает, стоя…
Десять лет. Спасибо Ковтуну и Лапейко. Спасибо театру.
featured, Русский театр, современное искусство, спектакль, театр