«Я думаю, аргентинский секс, французский секс и украинский секс довольно похожи. Возможно, японский – немного иной», – ГаспарНоэ на премьере фильма «Любовь» в Киеве.
За всю историю кинематографа темные стороны сексуальности не раз становились объектом исследования режиссеров. Провокатор Гаспар Ноэ подошел к этому вопросу по-новаторски: заснял интимные подробности жизни влюбленных в 3D, крупным планом и максимально реалистично. Фильм о «сентиментальном сексе», который мечтал создать его персонаж, все же снял сам Гаспар. Не тот Гаспар, который сын главного героя Мерфи (девичья фамилия матери режиссера), а самый что ни на есть настоящий Ноэ (не путать с очкастым лягушатником, арт-дилером из галереи искусства).
Вообще, путаницы с именами не избежать, только если вы лично знакомы с создателем картины «Любовь 3Д» и всей его родней. Но вряд ли вы близкий друг знаменитого француза с аргентинскими корнями, а поэтому поверьте: все герои фильма так или иначе причастны к жизни своего креатора. Все имена в киноленте – не вымышленные, а имеют прямое отношение к Гаспару Ноэ. Сцены из картинной галереи – также неслучайны: отец режиссера – художник, поэтому сыну не раз приходилось бывать на светских тусовках артистичной богемы. Эгоцентричность Гаспара Ноэ прослеживается во многих деталях фильма – к примеру, в плакатах, развешанных на стенах квартиры Мерфи – отсылки к кинокартинам, которые режиссер считает культовыми. Ноэ создает собственный замкнутый мирок, в котором ему будет уютно творить и в котором можно компактно расположить своих немногочисленных героев. Зрителям же будет весьма неловко заглянуть в его мастерскую фантазий.
Но есть одно «но», выбивающееся из зацикленности на личности режиссера, – Электра. Прекрасная принцесса с конским хвостом из шикарных волос, студентка Академии изящных искусств, точеная фигура, загадочная обаятельность. Она – от начала и до конца плод воображения Ноэ. Он вызвал волшебный образ из самого парадиза, а потом низвергнул его в кромешный ад. Само ее имя наэлектризовано до предела – вот-вот взорвется от перенапряжения. В ее восклицаниях I HAAAAATE YOU! I HAAAATE YOU! DIE! – боль, отвращение, жгучая ненависть. Как человек вообще способен ощущать так много и сразу? Почему судьба девушки, ранее носившей жизнерадостный желтый свитерок, и ослепительно улыбавшейся пошла по такому скверному сценарию? Всему виной любовь! Чертовы клятвы вечно быть вместе и никому не позволить встать «между нами»!
Обещания имеют свойство нарушаться – впоследствии между Электрой и Мерфи, по-настоящему нежными и чувственными любовниками, вклинятся и нимфеточная блондинка, и ненасытные посетители секс-притонов, и всевозможные вариации извращений. «Секреты делают нас темнее», — говорит Электра, и действительно меркнет после каждой разнузданной оргии или очередной измены (неважно, кого и с кем). «Ты не знаешь, что такое любовь», — твердит она Мерфи и пытается донести, как важно заботиться друг о друге. Но почему-то оба вновь и вновь бросаются в пучину упоительного разврата. За ним, как и за любым погружением в бездну, ничего не стоит, а выныривать с каждым разом все труднее. Итак Электра, прекрасное создание, выгорает дотла, мирок Гаспара Ноэ остается в целости и сохранности, вот только сердца сентиментальных зрителей – разбиты. Разобрать на косточки замысел режиссера – попытаемся из его собственных слов.
Рецепт фильма от Гаспара Ноэ. Ты должен быть уверен в том, что каждый (из актеров – прим.) счастлив. Вы обсуждаете границы каждого, говорите о других фильмах и жизни в целом. Всегда лучше работать с людьми, которые по-настоящему смешные и умные. Тогда ты не чувствуешь, что идешь на работу, а как-будто ты на каникулах, оплачиваемых каникулах. Никогда не делайте фильмов с людьми, с которыми вы бы не поехали вместе отдыхать. Актер должен чувствовать себя естественно в фильме.
Об актерах. Некоторые люди нелюбвеобильны, некоторые – чувствительные, другие – нет. Я искал для своего фильма милого симпатичного влюбленного парня и великолепную, чувственную, глубокую, невероятную женщину. Я хотел найти правильную пару. В жизни они – не пара, но когда они целовались в первый раз, я увидел харизму и энергию каждого из них. Он снимался в нескольких фильмах, она на экране впервые. Но суть в том, что когда ты снимаешь человека крупным планом – то получаешь истинную природу человека. Актер может говорить вещи, в которые он не верит, одеваться так, как никогда бы не оделся в жизни, но в итоге мы все увидим его естественную харизму. Я всегда с удовольствием провожу кастинги со многими людьми, которых бы потом мог с удовольствием снимать. Ты должен быть влюбленным в личность, и ты также должен распознать человека по его харизме. Двое из них, нет, даже трое, были нежными, каждый установил свои ограничения и затем мы сделали кино. Каждый из них знал, что мы снимаем фильм о теме, с которой знакомы все: о том, как люди влюбляются и о том, какой радостной и приносящей боль может быть любовь.
«Любовь» – это просто мелодрама. Люди влюбляются, расстаются, а затем все плачут. Я не мог представить, что сегодня, спустя 50 лет после сексуальной революции, спустя полвека после фильмов Осима (ред.: Нагиса Осима, японский режиссер, снявший «Империю чувств» – квинтэссенцию искусства и порнографии) и фильмов Пазолини (они и подтолкнули меня к тому, чтобы стать режиссером), возможно снять кино о любовной страсти, не показывая людей обнимающихся, целующихся, занимающихся сексом. Потому как секс – это наиболее сильная составляющая зависимости, которую двое молодых влюбленных людей могут испытывать, когда у них завязываются отношения. Когда зависимость проходит, человек страдает, как наркоман без очередной дозы.
«Любовь» полна измерений. Герои делают много дерьма, но что действительно говорит о них правду, больше, чем слова – их жесты, отрывки голосов. Именно поэтому ключ к этому кино – то, что я называю харизмой, сущность личности, была более значима. Если бы я взял других людей для этого фильма, он бы не был таким же. Из-за того, что история снята с позиции мужчины, ты начинаешь отождествлять себя с ним. Ко мне подходили многие девушки и даже парни, которые идентифицировали себя с главной героиней, — она глубже, чем он, он – что-то вроде неудачника, он глупый, а она более зрелая. И также я слышал от некоторых девушек: — Я плакала на фильме, потому что я как… — Электра? – Нет-нет-нет, Мерфи!
Моя аудитория – нормальные люди, такие, как и я. Я бы не мог снять фильм только для себя, потому как не имею возможности ставить фильмы, которые затем не покажут на экране. Мне необходимо финансирование. Я снял одно коммерчески успешное кино – «Необратимость». Следующее («Вход в пустоту» — прим.) было не таким успешным, но мне оно понравилось так же, может даже и больше «Необратимости». Сейчас я снял кино, идею которого я вынашивал лет с 25-30. Это фильм, который я всегда хотел посмотреть, и я удивлен, что в этом жанре почти нет других лент. Ведь любовная зависимость – это то, что почти каждый человек на Земле испытывал, и это обязано стать отдельным жанром, большим, чем научная фантастика, ужасы или фильмы для взрослых. Есть одно кино в этом жанре – «Жизнь Адель», но оно о любви двух девушек. Серьезно, это могло бы стать жанром, и я бы хотел смотреть такие фильмы.
О возрастных ограничениях фильма «Любовь». Сексуальность требует идеалов. Мне было десять, когда я был одержим девушками Джеймса Бонда. В наши дни с интернетом любой фильм становится доступным, в особенности для младшей аудитории. Однажды моей племяннице задали в школе вопрос: какое наиболее драматичное кино, которое ты смотрела? И она ответила: «Необратимость», ей тогда было всего 13. И «Необратимость», кстати, в пять раз более шокирующая, чем «Любовь». В общем, тот момент, когда фильм уже на DVD, ты не можешь препятствовать людям его смотреть.
О знаменитой сцене изнасилования в «Необратимости». Сцену изнасилования мы снимали на протяжении двух дней, и это было достаточно весело. Три пленки в первый день, и столько же – на следующий. В итоге, я выбрал вторую пленку со второго дня. Когда мы пересматривали ее с Моникой на экране, она восклицала: «О, люди будут кричать! Это так реалистично!» На самом же деле у актера даже была застегнута ширинка, я больше переживал, что он может повредить Монике лицо. Но он бывший тай-боксер, а эти ребята знают, что делать со своими руками! Он останавливал свой кулак за сантиметр до лица Моники и ни разу его не задел! Венсан Кассель спрашивал меня: «Мне прийти на съемки?» Я говорил ему: «Нет, пожалуйста, не надо. Но прежде, чем мы начнем снимать дополнительную сцену с тобой, ты должен кое-что посмотреть, от чего ты разозлишься». И он разозлился!
Что касается ширинки, то было заметно, что она застегнута. И я столкнулся с проблемой: я хотел снять сцену с мастер-плана, не разрезая ее. Парни, которые занимаются визуальными эффектами, потратили три недели (чтобы «расстегнуть» ширинку – прим.). С визуальными эффектами можно делать, что угодно, как пример – фильм «Нимфоманка», состоящий сплошь из откровенных любовных сцен, но ни у кого из актеров не было секса на съемках. И вы скажете: «Как так?! Секс на протяжении всего фильма, что происходит?»
Электра и Мерфи. Они не наскучили друг другу, они просто изменяли, как большинство пар делают. В жизни очень легко поклясться в верности, но, правда в том, что когда ты пьян и тебя окружают искушения, — я не знаю, как здесь, но в Париже или Нью-Йорке, они на каждом углу, каждую ночь, — очень легко изменить. И они оба это допустили. Конечно, они ревновали. Ведь когда ты влюблен, вся твоя психическая система меняется, и ты не хочешь утратить объект своего вожделения. Когда кто-либо пытается приблизиться к объекту твоей страсти, ты просто сходишь с ума.
Что же случилось с Электрой? Возможно, она просто встречается с другим парнем, может, она уехала в джунгли с шаманом, который дал ей магический напиток, может… Беспокойство приходит от незнания, что происходит с экс-бойфрендом или бывшей подружкой. Ты всегда рад узнать, что он(а) все еще жив(а) и в хорошем расположении духа, но тебе не хочется знать о том, как он(а) начал(а) новую жизнь. Я решил, что будет более драматично не давать ответа. Если бы я показал, что с ней все в порядке, или она встречается с другим, или она умерла, это было бы менее драматично, а я хотел, чтобы люди плакали в конце фильма.
PS. Во время просмотра украинской премьеры ни один зритель не пострадал. Разве что морально…
Ирина, 25 лет: переживаю во многом то же самое, но болем кровавым образом, нежели этот герой главный, раздражающий немного. И что он, что его де вушка довольно туповатые зануды. И режисер собой самолюбуется удивительно наивным образом, но все это простительно, — фильм все равно конфетный и мораль лично для меня приятная в своей простоте. В общем я считаю, снять фильм про то, что всех на самом деле волнует больше всего на свете, это нормальная идея!
Алексей, 26 лет: фильм действительно про любовь. И о всем плохом, и хорошем, что с человеком в процессе любви происходит. Круто, что все показано довольно честно, без соплей, которые ожидаются обычно от фильма про любовь. Секс, который время от времени всплывает, показан очень реалистично, но не тупо. Смешно используется 3D-эффект: моменты, когда сперма вылетает из экрана на зрителей, — очень эффектные)
Кристина, 21 год: Классный фильм. Мне понравился. Красивый. Кадры супер. Приятно смотреть такое кино. Но тип достал ныть. Но все супер. Как в жизни))
Антонина, 25 лет: Я очень стремилась попасть на этот показ. Это же такой интересный и пикантный (дурацкое слово) опыт. Но я была такая уставшая, что несколько раз засыпала, открываешь глаза, а тут прям извержение, это, конечно, впечатляет. Мне понравилось, но я не готова пересмотреть второй раз. И этот парень, он меня реально бесил!
Майя Жакова.