ОМКФ

Заметки

Майкл Найман: Вертов посчитал бы мой саундтрек к фильму «Человек с киноаппаратом» неправильным

11 Июл , 2015  

Сегодня в Одессе стартовал 6-й Международный кинофестиваль – одним из приготовленных для зрителей сюрпризов (категория special events: cinema live) станет показ фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» под музыку Майкла Наймана (Michael Nyman) на Потемкинской лестнице

Известный британский композитор-минималист и музыкальный критик приехал в наш город за сутки до показа, который состоится 11 июля, в 21:30, чтобы посмотреть Одессу и пообщаться с журналистами.

OdArt переносит своих читателей на пресс-конференцию великого композитора.

ОМКФ

Официально начал мероприятие директор Британского совета в Украине Саймон Уильямс, он представил Майкла и рассказал о вкладе организации в развитие культуры в нашей стране.

«Британский Совет работает в Украине уже 22 года, мы рады быть партнером ОМКФ в течение 5 лет. Кино – всегда было очень важной частью нашей работы в Украине – в сфере культуры.  Если вы помните, уже 15 лет Британский Совет проводит фестиваль британского кино. В 2014 году мы увеличили объем ресурсов, которые вкладываем в развитие искусства и культуры в Украине. Это происходит, потому что, по нашему убеждению, в сложные для страны времена, культура не только сохраняет, но и становится более важной, чем когда-либо. Также мы знаем, что в Украине существует огромный интерес к британской культуре, в частности к кино. Более детально: мы провели исследования — 1 200 молодых украинцев высказались по поводу своих предпочтений. Несмотря на то, что в результате этого исследования мы узнали, что 3 главных ассоциации с Британией – это королева, Big Ben  и плохая погода, мы поняли, что нам есть, над чем работать. Вместе с тем, мы узнали, что самая интересная для наших респондентов форма искусства – кинематограф. В прошлом году мы также открывали кинофестиваль большим показом на Потемкинской лестнице и мои коллеги сообщили мне о том, что эти показы побили мировой рекорд по самому большому количеству зрителей, которые собираются в одном месте для просмотра. Завтра мы снова хотим побить этот рекорд!».

По словам главы Британского совета в Украине, одной из причин приезда в Одессу Майкла Наймана стало его увлечение Дзигой Вертовым, в частности фильмом «Человек с киноаппаратом».

Это пояснил сам Майкл, сообщив, что часть фильма снимали в Одессе.

«Две вещи, которые мне показались очень интересными (Майкл о речи Саймона – прим.ред.). Мне очень приятно и я считаю, это действительно просто волшебно, что Британский совет в Украине вкладывает столько ресурсов и сил в поддержку искусства и культуры, как правило, в других странах  Совет больше поддерживает языковые и бизнес программы. По поводу ассоциаций «Big Ben —  плохая погода — королева», может быть удивительно, а может и нет, но у вас эти ассоциации совпадают с американскими. И несколько слов о фильме «Человек с киноаппаратом».  Во-первых, он считается документальным фильмом, хотя тут можно спорить. Мне кажется, он не совсем им является. Это – городская симфония. В фильме есть линия повествования, там есть оператор.

 Во-вторых, считается, что фильм бы снят целиком в Москве, хотя это не так, часть его снимали в Киеве и Одессе. Я очень рад, что сейчас приехал в Одессу и могу  течение двух дней гулять по городу. Я узнаю некоторые из тех мест, что фигурировали в фильме».

ОМКФ2

Далее Майкл Найман ответил на вопросы журналистов.

Слышали ли вы что-то об украинской музыке и знаете ли каких-либо украинских музыкантов/композиторов?

Я вынужден ответить: «Нет». Но вопрос достаточно сложен, потому что за последние несколько сотен лет истории Украины ее границы сдвигались в разные стороны под влиянием разных процессов и вполне вероятно, что я знаю целую массу украинских композиторов или композиторов украинского происхождения, при этом могу не знать о том, что они украинские. То же самое говорят и про Дзигу Вертова — он советский, и все думают, что он российский, хотя на самом деле он украинско-польского происхождения (Вертов родился  в Белостоке Гродненской губернии – в настоящее время часть территории находится в составе: Белоруссии, Польши, Литвы и Украины).

К примеру, я 8 лет жил в Мехико-Сити и ничего не знаю о мексиканских музыкантах».

Вы начали сами снимать фильмы камерой раньше, чем познакомились с Вертовым – связаны ли эти два события между собой? Есть ли разница в создании музыки для Вертова (немые) и для Гринуэя (с текстом) – что для вас является определяющим, когда вы пишете музыку для немого кино и для звукового?

«Основная разница между живыми режиссерами и Вертовым – он умер и со мной не разговаривает и не дает обратной связи по поводу того, что было бы хорошо, а что нет, в отличие от других моих коллег.  По поводу режиссеров, с которыми мне приходится общаться, они делятся на две условные категории: которые не очень хорошо разбираются в музыке и те, что говорят «Я не имею предпочтений, я полностью доверяюсь, делайте так, чтобы было хорошо». Самое страшное в таких режиссерах это то, что когда я делаю все на свое усмотрение, у них внезапно появляется мнение. Подобный случай был с фильмом про Эми Уайнхаус, но я о нем упоминать не буду. Возвращаясь к Дзиге Вертову, его особенностью было то, что он по образованию – композитор и его изначальным желанием было – запечатлевать звук/музыку, но тогда было сложно записывать звук, поэтому он через кинематографию визуализировал гармонию музыки.

Мне кажется, что Вертов посчитал бы мой саундтрек к этому фильму неправильным, а может быть и категорически неправильным. Исходя из того, какое было звуковое сопровождение к фильму «Энтузиазм», который он снял через 3 года, мы знаем, что там в звуковом сопровождении были записи тех звуков, что происходили на экране. В случае других немых фильмов, как правило, музыкальное сопровождение колебалось где-то между Вагнером и Верди. Вполне вероятно, что для «Человека с киноаппаратом» могло быть аналогичное сопровождение.

ОМКФ4

Большую часть своей жизни я провел, так и не увидев фильм «Человек с киноаппаратом». Мне было 60, когда я его посмотрел и тогда написал саундтрек. Начиная, с 90-х я носил с собой всегда камеру и снимал, можно сказать, инстинктивно. Мне кажется, у меня неплохо получается. Мой  монтажер также когда-то увидел фильм Дзиги Вертова и понял, что то, что делал он, похоже на то, что интуитивно делаю я, поэтому мы решили сделать фильм «Найман с киноаппаратом». Мы взяли отснятый мною материал и заменяли кадры Вертова, что были похожи по ракурсам или объектам съемки, длительности.

Где-то в 1996 – 1997 моя группа была в Москве с концертом, и когда я ехал по проспекту, увидел огромный баннер «Майкл Найман с концертом». Тогда меня это очень впечатлило, я отснял это. Позже в фильме Вертова я увидел схожий момент, а возможно даже и этот проспект – там продвигали выступление Горького. Когда мы делали показ «Найман с киноаппаратом», мы решили сделать два показа – на двух экранах. С одной стороны Вертов, с другой – Найман. Всех очень поразила эта последовательность, в частности этот кусочек с баннером. Для многих людей то, что я делал для своего собственного увлечения, абсолютно случайно дало молодым москвичам возможность посмотреть по-другому на свою историю. Вышло, что у картинок/изображений может быть много историй: новых/старых, старых/в новом разрезе.

ОМКФ3

С каким настроением вы рекомендуете завтра приходить и слушать/смотреть фильм?

Я прихожу на показ, прежде всего с ощущением паники. Почему паники? Я как композитор и исполнитель имею некоторую свободу создавать и исполнять музыку так, как я это вижу. Также хочу отметить, что при живом исполнении иногда могут происходить те или иные вещи. Фильм очень динамичен, поэтому в некоторых местах мы можем играть значительно медленнее или быстрее – некоторые сцены могут не совпадать (визуальное с музыкальным). У меня на нотном листе есть определенные места, где я знаю — в этот момент должна происходить смена картинки, а, следовательно, музыкальная тема, но таких мест не очень много – имеет место живое исполнение. С одной стороны мы более гибкие. К примеру, когда писали трек для DVD, после каждой сцены шла определенная музыка. Вместе с тем, в живом исполнении все может отличаться. Кроме того, писать звуковое сопровождение к фильму, с режиссером которого уже не можешь пообщаться, возникают вопросы, но… Исходя из того, что мы видим в других фильмах Дзиги Вертова, может он бы сказал, что конкретный саундтрек не очень правильный и не подходит. Записанное и в живом исполнение, а также то, что хотел слышать Дзига Вертов – это все может быть 3 разными вещами.

При этом, когда вы приходите на живое исполнение может сложиться и так, что музыка на конкретной сцене звучит лучше, чем то, что мы вкладывали в запись  на DVD.

ОМКФ5

Есть огромная разница между «Человеком с киноаппаратом» ,другими фильмами Вертова, а также для «Броненосцем Потемкиным», для которых я писал саундтреки. «Человек» — это не документальный фильм, там есть графическое повествование. Что касается «Броненосца», то мы все его считываем одинаково,  там пишется саундтрек для поддержания определенного действия. Мы знаем, что есть корабль, на котором происходит бунт и бунт перерастает в революцию  — фильм однозначен в прочтении разными аудиториями. «Человек» — не столь однозначен, там намного чаще меняются сцены. Например, если я в своем исполнении случайно пропущу тот момент, в котором появляется Потемкинская лестница, то мне «крышка».

,