Спектакль

Заметки

Не колись, не кури, не глотай — одесситам показали саундраму «Морфий». Фото. Видео

8 Сен , 2013  

В Одессе полным ходом идет Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе».

Драматические театры Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья, профессиональные театральные коллективы, творческие союзы и деятели культуры встречаются на сцене Одесского академического русского драматического театра вот уже восьмой год подряд. В этом году фестиваль проходит с 3 по 14 сентября и посвящается 100-летию советского театрального режиссера и педагога, Георгия Александровича Товстоногова.

Одесситы и гости города уже посмотрели четыре спектакля из фестивальной программы: «Женитьба» (Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова), «Без слов» (Новосибирский академический Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр «Красный факел») «Одесса у океана» (Одесский академический русский драматический театр) и «Морфий» (Московский театр «Et Cetera» под руководством А. Калягина). О последнем мы и поведем речь.

Саундрама, как величают спектакль представители «Et Cetera», классического произведения Михаила Булгакова не нова. Впервые «Морфий» показали зрителю в октябре 2006 года, но уже в следующем 2007 году исполнители главных ролей Алексей Черных (доктор Поляков) и Татьяна Владимирова (Анна Кирилловна) были удостоены театральных и зрительских наград. Алексея наградили Высшей театральной премией Москвы «Хрустальная Турандот», а Татьяна стала лауреатом премии газеты «МК» за лучшую женскую роль второго плана в категории «мэтры». Отмечу, на одесской сцене роль доктора Полякова исполнял Антон Пахомов.

Прежде всего, что такое саундрама — это творческий процесс, смешивающий в себе различные жанры. Как правило, в таком произведении нет каких-либо границ между видами искусства: опера переплетает с психологической драмой, балетом и т.д. Если верить Википедии, то на сегодняшний день есть 11 спектаклей, созданных в жанре саундрама.

Спектакль, как и повесть Булгакова, подробно повествует о распаде человеческой личности — личности доктора Полякова. После того, как врача бросила жена — оперная певица Амнерис — ему противно всё и все. Единственный человек, которого он мало-мальски терпит — фельдшер Анна, она и губит доктора морфием. Одного укола, впрыснутого доктору при желудочных коликах, достаточно для того, чтобы вызвать привычку. Уверяя всех, что врач может работать только после укола, он каждый день  увеличивает дозу морфия и количество инъекций, при этом подробно описывает свои ощущения. Несмотря на уверения Полякова, что он способен бросить в любой момент, повесть (и спектакль) заканчивается полной деградацией его личности и смертью.

Действие начинается — на пустой сцене сидит мужчина, он один, одет современно: штаны и красная кофта с капюшоном. Точь-в-точь современный наркоман — ноги подогнуты под себя, капюшон натянут на лицо. Актер резко падает на пол и действие начинается, на сцене появляется оркестр (живой звук) и мужской хор, который превращается то в селян, то в персонажей жутких ночных кошмаров доктора, то в пациентов Полякова. Нужно отметить, что Антон Пахомов играет морфиниста очень правдоподобно. Глядя на его судороги, закатывающиеся глаза, дрожащие руки, вздутые вены не вериться, что он «в любой момент может бросить».

Весь спектакль меня не покидало чувство дежавю, что-то неуловимое в «Морфии» заставляло то и дело вспоминать «Танахшпиль» Евгения Лавренчука. Я не могла понять, почему я вспомнила именно этот спектакль (уже списанный из репертуара русского театра), но позже сообразила — сумасшествие, творящееся на сцене, роднит эти два произведения. Эффектные превращения людей, изменения пространства, скамейки, ведра, звуки, телодвижения доктора, игра света, пляски, дискотека и партии из оперы «Аида» — все, что творилось в испорченной морфием голове доктора.

История разворачивается в пространстве из досок, напоминающем то сарай, то клетку, а под конец гроб. Финал предсказуем, даже если зритель не читал Булгакова — полный распад личности и смерть главного героя. Доктора больше нет, осталась только его тень и вещи и звуки, напоминающие заколачивание крышки гроба.

За фото спасибо Московскому театру «Et Cetera«

morfiy morfiy2 morfiy3 morfiy4 morfiy5

 

https://www.youtube.com/watch?v=n6x3MAV8DiU

,