o-spektakle-rozdilovi-v-zelyonom-teatre

Заметки

О спектакле «Розділові» в Зелёном театре – Жадан в Одессе

22 Авг , 2016  

Иногда какая-то мелодия – какой-то отрывочек, буквально несколько тактов – западают в душу после фильма или после спектакля, и вдруг утром, когда просыпаешься, этот отрывок всплывает, звучит в голове, я начинаю его тихонько напевать, потом вдруг исчезает, как жаль, думаю я, и снова пытаюсь его поймать – за тоненький кончик. Не всегда ловится. Но такие утренние пробуждения – прекрасны. Спасибо им. Они помогают жить дальше.

Тогда, в 2014 году – ребята, это было так давно? – было очень холодно. В ноябре – всегда холодно. Зал Дворца моряков на Приморском бульваре не давал согреться. Грела только идея. Грела общая работа. И дружба. Вот вспоминаю, и мне снова – тепло.
К нам тогда впервые привезли проект «Розділові», приехал Сергей Жадан, Приехали музыканты Алексей Ворсоба и Влад Креймер, танцовщица Андреа, на пленере – на берегу моря в ноябре – проходили съемки видеоряда – было холодно, ветрено, и было ожидание чего-то совсем другого, чем я видела всегда. И ожидания – оправдались. И был полный зал людей. Одесситов и специально приехавших из других городов зрителей.
Поэтому я очень рада, что прошедший в августе спектакль «Розділові» собрал много зрителей. Погода, правда, пошутила с нами в этом году – в эти несколько вечеров было очень холодно – неожиданно среди череды душных жарких дней и ночей – как напоминание о том холодном ноябре…

Открытое пространство и «Розділові» – это прекрасно. Не знаю, как я буду смотреть ещё раз «Розділові» где-нибудь в зале. Зелёный театр парка Шевченко, небо со звездами, пролетающие невысоко птицы – все дало возможность настроить свою душу на чуткое восприятие. Ведь главное – это чувствовать, слышать, видеть, и тогда мир открывается другой своей стороной, и душа настраивается – как скрипка или виолончель… Надо только немного побыть в тишине – под открытым небом.

Смотрелось – как в первый раз. Много заметных и не очень заметных изменений. Отшлифовывается постепенно именно то, что является главным для создателей спектакля.

Ушел совершенно «морской видеоряд», ушла слишком прямая «женская» тема, когда все воспринималось как письма любимой женщине. Ушла лишняя лирика. Ушла совершенно  с женской темой некоторая гламурность, и слава б-гу. Всё стало жёстче, и парадокс! – одновременно всё стало лиричнее, мягче и доступнее. Появилась глубина – потому что ушло всё лишнее.
Видеоряд – теперь это не заранее записанное видео, теперь это вживую создаваемое – как перформанс – видео-участие в процессе спектакля еще одного исполнителя – невидимого, но сопереживающего тексту и музыке. Поэтому видео-инсталляции, которые мы видим во время спектакля – они «живые», потому что создаются прямо здесь и прямо сейчас Олей Михайлюк и Натальей Перчишиной за тем белым экраном, на который мы смотрим.

Жаль, что у меня плоховато со зрением в последнее время. Я не всегда могла прочесть, что писала Оля Михайлюк на экране, и поэтому я смогла в этот раз сосредоточиться на музыке и тексте. И это было так хорошо! Но экран хотелось побольше – чтобы в следующий раз я смогла бы всё прочесть и получить полностью тот посыл, который старались донести до зрителей исполнители.

Даже в том, что я смогла разглядеть, было столько искренности! Сцена с крестами меня потрясла, я даже забыла слушать стихи. Музыка и рисунки – почему-то в тот момент я помню только это.

Подарком для меня в этот раз была моя любимая «Рыба». Когда я слышу слова «плыви, рыба, плыви…» — каждый раз подступают слёзы и одновременно улыбка. Плыву, родные мои, плыву, спасибо на добром слове…
Музыка в этот раз заставляла меня плакать. Мне не жаль, что я плакала.
Влад Креймер играл на созданной им самим виолончели. Он такой умелец – делает «из ничего» струнно-смычковые инструменты. И они звучат у него, как продолжение его самого. Как человеческая речь. Как стон. Как плач. Как улыбка нечаянной радости.

Лёша Ворсоба тоже умеет свой аккордеон настроить на искренний разговор. Прямо слышно, как аккордеон раздумывает, настраивается на нужный лад, меха начинают растягиваться, и тогда открыто начинает звучать такой мощный по глубине аккорд – мощный, но не обязательно громкий. Мощный по проникновению в наши души.

«Алчевский вальс», нежные мелодии, скорбные мелодии, снова нежность – столько нежности было в тот вечер! Камерная музыка во всей своей силе и красоте – одна из возможностей воздействовать на каждого слушателя – сильно и индивидуально. С нами разговаривали виолончель и аккордеон: рая в ближайшее будущее не обещали, но ожидание счастья – было, сильное такое ожидание счастья, тёплое, даже в такой холодный вечер.

Всё это – на фоне поэтических откровений Сергея Жадана. Каждое стихотворение – действительно как откровение. Иногда немного смущала манера Сергея читать свои стихи – с усилением вдруг громкости, переходящей почти в крик. Но можно простить поэту такое обращение со своими стихами – он ведь каждое из них выстрадал, и понятно опасение поэта, что мы можем не расслышать и не понять самые главные его слова в этом стихотворении.

Вот это стремление – помочь нам увидеть и услышать то, что рядом – не так уж далеко – произошла ужасная трагедия, и по сей день происходит, и погибают люди, и творится несправедливость. Но там – и тогда, и сейчас – живут люди. Они любят, страдают, плачут, смеются. Убегают от войны. Или живут там, даже боюсь представить – как… Стараются жить дальше. Иногда мы сталкиваемся с ними в жизни и видим, что они – ранены на всю жизнь. Это не вылечить. Можно только немного притушить течение болезни.

Проект «Розділові» проехал в своё время по восточным окраинам Украины. Его смотрели жители небольших городов, которые совсем недалеко от войны. Мне кажется, этот проект помогает людям жить. Не выживать, а жить.

Наверное, именно тогда «Розділові» выкристаллизовались именно в то, что мы увидели в Одессе. Мне кажется, что теперь они начинают перерастать во что-то большее – сильнодействующее лекарство от душевной чёрствости или от посттравматического синдрома. Как арт-терапия. Как настой лечебных трав – каждая из которых сама по себе чудесна и сильна, а несколько таких трав вместе – и настой помогает преодолеть душевный кризис. Нужно только «правильные» травы в чайник положить и правильно настроиться. Как виолончель. Как аккордеон. Как руку, рисующую волны и птиц, звезды и могильные кресты, дороги и небо… Главное – настроиться. Посидеть в тишине, в полумраке, вздохнуть легко и начать смотреть и слушать. И зазвучит мелодия – из ниоткуда, наполняя сцену, зал, ваше сердце – та самая мелодия, которую вы услышали внутри себя рано утром и вспомнили, откуда она. «Плыви, рыба, плыви…»

Приезжайте ещё. Мы будем ждать. И заранее настроимся. «Наилучшее, что могло случиться — случилось именно с нами…»

, ,