tajna-lesa

Заметки

Танцы про любовь в Одесском оперном (Впечатления язвительного зрителя)

6 Янв , 2012  

Ну вот, подумала я. Наконец-то, подумала я, наконец-то в нашем, Одесском театре оперы и балета появится своя «Анна Каренина». И ничего страшного, что нет в Одессе второго Родиона Щедрина. Как по мне, так Малер со Штраусом покруче будут. Зато сюжет неизбитый, оригинальный и постановка свежая. Так, или примерно так я думала, узнав, что в нашем театре ставят балет «Тайна Венского леса».

Как оказалось, права я была только в части оригинальности постановки. Несмотря на то, что три премьерных спектакля прошли при аншлаге, а публика искупала танцоров в овациях, с уверенностью могу сказать – спектакль не получился. Почему? Попробуем разобраться.

Три составляющие успешного балетного спектакля – музыка, либретто, танцоры. Для нового спектакля, за неимением собственного Щедрина, использовалась классическая музыка, как уже было сказано выше – Малера и Штрауса-сына. И это, пожалуй, одна из немногих удач «Тайны Венского леса».
Огромный респект дирижеру Оксане Лынив за подбор музыкального материала и бережный подход к работе с ним. Очень хотелось, поудобнее устроившись в кресле, закрыть глаза и наслаждаться прекрасной музыкой. Именно закрыв глаза, чтобы не видеть происходящего на сцене.

Начнем с сюжета. Как заявил хореограф-постановщик спектакля, он же – автор либретто, за основу взяты реальные события конца XIX – начала ХХ вв. Это, во-первых, загадочная история самоубийства австрийского кронпринца Рудольфа и его любовницы Марии Вечера, уже не один раз воплощенная в кинематографе. Во-вторых, история попытки продажи Венского леса – для пополнения опустевшей после разорительной войны с Пруссией австрийской казны. Но это – по словам либреттиста. Что же мы видим на сцене?
Для тех, кто не попал на премьеру балета, перескажу вкратце. Некий состоятельный человек Йозеф приходит в королевский дворец на бал – чтобы обсудить с королем сделку по покупке леса и подписать договор купли-продажи. Право, странно, что столь серьезное деловое соглашение заключается между полькой и кадрилью, но балет – жанр условный, простим. Причем на бал Йозеф является со своей невестой Марией и периодически отвлекается от дел для того, чтобы закружиться в вихре танца. Во время одного из танцев Мария встречается глазами с королевским сыном Рудольфом и между ними вспыхивает любовь с первого же па. Влюбленные тайком договариваются о встрече в Венском лесу, куда в трактир отправляется обмывать удачную сделку и Йозеф.

Во время встречи влюбленным почему-то не стоится на месте, и они выходят прямиком к трактиру, откуда в этот момент вываливает и обманутый жених. Если бы дело происходило в драматическом театре, Йозеф бы воскликнул словами Фамусова: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». Но мы, напомню, на балете, поэтому он ничего не говорит, а только танцует все, что думает по поводу коварной парочки. Думает он о ней, судя по всему, плохо. А когда один из собутыльников Йозефа очень кстати подсовывает ему нож, не задумываясь, замахивается на принца. (Условность этого балета превышает все возможные допущения. Ну очень сложно себе представить, чтобы в XIX – начала ХХ вв. простолюдин, даже в состоянии очень сильного гнева и очень сильного подпития поднял руку на особу царской крови). Но верная Мария встает между мужчинами и принимает удар на себя.
Убив невесту, Йозеф убегает, а безутешный принц встречается с Феями огня (ой-ой, а им что делать в лесу? Разве что пожары регулярно устраивать), воды и воздуха. (Мда, феи это уже из другой оперы, вернее, балета. Это уже что-то от «Спящей красавицы».) К ним присоединяется хозяин леса Тролль, который обещает Рудольфу воскресить Марию – если он защитит лес от злобного Йозефа. Услышав такое заманчивое обещание, Рудольф записывается в воинствующие гринписовцы и идет на борьбу с обидчиком леса и убийцей Марии. В рукопашном бою он побеждает Йозефа. Мария воскресает, лесной народец (нимфы, дриады, лианы) коронуют своего защитника и его возлюбленную на Австрийский престол. Все ликуют.

Правда, за занавесом остается судьба государственного бюджета – за счет чего Рудольф его пополнил? Или страна пережила дефолт? Непонятно также, куда дели прежнего короля, и вернули ли задаток за лес родственникам Йозефа. В общем, вопросы, вопросы… А ответов нет.
Возможно, этот сюжет и удалось бы спасти, и не так мучили бы мысли по поводу бюджета Австрийской империи, не будь привязки к конкретным стране, событиям и персонажам. Происходи действие в некотором царстве, тридевятом государстве с принцем Рудольфом (аллегория добра, которое должно быть с кулаками), графиней, баронессой или на худой конец просто Марией (аллегория красоты и любви) и Йозефом (аллегория зла) – и воспринималось бы все несколько по-другому. А соединение мировой истории с чем-то между «Спящей красавицы» и «Жизелью» — простите, не убедило.

Танцоры. О, они сделали все от них зависящее, чтобы добить спектакль. Кордебалету ни разу не удалось одновременно вступить в танец и одновременно его закончить. Более того, танцоры несколько раз оступались, чудом удерживаясь на ногах. Канкан в исполнении балерин театра не выглядел ни зажигательным, ни развратным. Скомканный – вот наиболее точный для него эпитет. Балерины испугано жались друг к другу, неуверенно поднимая ноги и задирая юбчонки. Складывалось впечатление, что танцорам неудобно перед зрителями за то, что приходится танцевать такое непотребство. В общем, когда Рудольф чуть не уронил Фею воды – я уже не удивилась.
Кстати, феечки были чудо как хороши. Но только каждая в отдельности. Все вместе они танцевали каждая под свою, только ей слышную музыку. Поэтому когда одна еще только собиралась повернуться, вторая уже начинала делать следующий пируэт, а третья вообще была неместная.

Премьерам явно не хватало артистизма. Мария, по либретто, молодая красивая женщина, влюбленная и любимая. Пришла на блестящий королевский бал, где пользуется успехом у мужчин. Она должна бы светиться, блистать, слегка флиртуя с кавалерами. Однако Екатерина Кальченко не была ни блестящей, ни кокетливой, ни просто задорной. Танцевала, будто отбывала трудовую повинность. Я бы поняла это, будь это «уставший» спектакль, который театр показывает год – два. Но не третий же премьерный! Н удалась ей и сцена любви – как-то не верилось, что перед юной девой человек всей ее жизни, от одного вида которого сердце заходится и голова кругом.
Кстати, и Рудольф (Сергей Доценко) был гораздо менее убедителен, чем его оппонент – Йозеф (Богдан Чабанюк).

Единственный, кто показал (буквально) «душой исполненный полет» – так это исполнитель партии Тролля Павел Гриц. Его участие в балете позволяет сказать, что вечер не был окончательно испорчен.

Если пробуксовывают две из трех составляющих успеха, согласитесь, очень трудно сказать, что спектакль удался. Практически невозможно. Почему же на сцене Одесского театра оперы и балета появляются подобные, мягко говоря, сырые спектакли? По-моему, это результат того, что постановщики и артисты просто не уважают публику. А чего, собственно, ее уважать, если она сама себя не уважает? Если «пипл хавает» любую «злипуху»? Встречает аплодисментами любые ляпы? Вот если бы один раз освистали неудавшийся, сыгранный в «полноги» спектакль – и отношение работников театра было бы другое. А до тех пор на сцену будут выходить нераспевшиеся солисты, а балерины – танцевать кто в лес, кто по дрова.

Odessa Daily

, ,