Заметки

Одесские художники понимают свободу как антирелигиозное движение

19 мая , 2014  

Выставка с названием «Понимание свободы» открылась 16 мая в Одесском художественном музее. На выставке экспонируются работы 22 молодых одесских художников. Это картины, фотографии и даже скульптура «школьницы».

Куратор проекта Роман Громов определяет участника данного проекта так: «идеальный участник проекта – это толерантный, свободный духом молодой художник с европейским типом мышления, готовый отстаивать свои принципы и ценности, в первую очередь неравнодушный человек, борец за идею и истину».

Роман Громов - куратор выставки

Роман Громов — куратор выставки

Концепция же выставки заключается в том, чтобы: «получить яркую, разнообразную картинку понятия «свободы», собрать её по кусочкам из субъективного, индивидуального видения «свободы» каждым участником проекта».

Молодые художники Одессы - участники проекта

Молодые художники Одессы — участники проекта «Понимание свободы»

Однако создается впечатление, что большая часть работ отображают сугубо антирелигиозную тематику. Это правильно в контексте борьбы против религии как сковывающего свободу института или догматики верований. Однако, разве только основываясь на отрицании чего-либо можно утверждать свободу? На этот вопрос работы не ответят, хотя возможно дадут ответ мастера, которые их создавали.

По словам куратора выставки, Романа Громова, часть участников проекта все-таки не вышли на уровень полной творческой свободы. Однако, это не разочарование, это значит лишь то, что их лучшие работы ещё впереди.

Роман Громов (с микрофоном) произносит вступительное слово на открытии выставки

Роман Громов (с микрофоном) произносит вступительное слово на открытии выставки

Для лучшего понимания смысла представленных работ авторы снабдили их обширными пояснительными записками, некоторые из которых достигали двух печатных листов, что несвойственно для искусства. Обычно правом (свободой) интерпретации владеет зритель, посетитель выставки. Но здесь, границы свободы были достигнуты и вольной интерпретации не вышло. Если скульптурное изображение «школьницы» знаменует собой аллегорию зашоренности и зомбированности, то так оно и есть.

Но возвращаясь к названию выставки. Большое количество работ выполнены в стиле стеба или иронии над религиозными символами. Так, массивная металлическая цепь с крестом отправляет нас в 90-е, когда бандиты были страсть как набожными, или ближе – в межигорье-стайл, где напускная религиозность чиновников и политиков прикрывала их совсем не чистую подноготную.

Ряд работ эпатирует бессодержательность идей, которые выдаются за вселенские максимы. Христианство, иудаизм, их воплощение в символах (крест, шестиконечная звезда), соседствует с китчевыми надписями «only cash».

Рядом композиция, где вместо божественного лика на кресте проступает изображение президента Бенджамина Франклина (не что иное как аллегория, связанная с изображением оного политика на банкноте в 100 долларов США). А по бокам – портреты Сталина и Гитлера.

И все-таки, что такое свобода? На этот вопрос попытался дать ответ директор Художественного музея Виталий Абрамов. По его убеждению «только две формы общественного сознания – наука и искусство – делают человека свободным. По крайней мере, именно они делают все, чтобы человек задумался над понятием «свобода». И все-таки он не дал окончательного ответа. Как не даст его никто, свобода – понятие настолько объемное и масштабное, личное и одновременно связанное с обществом, социумом, что к понимаю его феномена можно только приблизиться. Одесские художники сделали попытку разгадать феномен свободы. Стала ли эта попытка успешной? Каждый сможет ответить на этот вопрос для себя, посетив выставку, которая будет работать до 6 июня в Одесском художественном музее.

, , ,