5

Заметки

ОМКФ-2014 открывает «Человеческий капитал»

11 Июл , 2014  

Пятый Одесский международный кинофестиваль открывается антикапиталистическим детективом «Человеческий капитал» Паоло Вирци.

Есть бизнесмен, довольно успешный, отец дочери возраста выпускных классов. Как полагается в таких случаях, дочь состоит в романтических отношениях с сыном другого бизнесмена, еще более успешного. И как логично в таких случаях поступать, оба бизнесмена решают поставить почти все свои деньги на общее дело. Но как, очевидно, случается в кризисной Европе, дело начинает прогорать. Бывает. Еще и жены героев добавляют хлопот – одна беременна, другая разбитое здание театра прикупила, в надежде привести его в порядок. Но и это не все: в двери вдруг стучится полиция, разыскивая чадо бизнесменов – ночью на дороге был сбит велосипедист, а на машине сына царапина. Только вот незадача: все говорит о том, что никто из потомства героев – ни сын, ни дочь – за руль не садились. Значит, был кто-то третий. Или кто-то из детей врет.

Кадр из к/ф

Кадр из к/ф «Человеческий капитал», реж. Паоло Вирци, 2013

Что в этом фильме действительно привлекает – крепкий сценарий, легший на литературную основу романа Стивена Амидона. Фабульно картина разделена на 4 части. Первые три части посвящены трем героям, вернее трем сюжетным линиям: Дино Оссола, отцу дочери; Карле, супруге другого бизнесмена Джованни Бернаски; Серене, дочери Дино Оссола. Последняя, четвертая часть, в качестве итога, срывает все маски. Главная сюжетная интрига «кто виноват?» хорошо держится практически до последней трети экранного времени. В остальном же картина кажется несколько предсказуемой.

Кадр из к/ф

Кадр из к/ф «Человеческий капитал», реж. Паоло Вирци, 2013

Как лучше продемонстрировать весь ужас и всю банальность зла капитализма? Конечно, в конфликте с моральным выбором. Когда между благим делом (спасти разрушающееся здание театра, например) и выгодным (перепродать это здание или устроить из него жилой дом) герой выбирает второй вариант. Но это ведь слишком очевидно, если не сказать привычно. Тогда другой конфликт: когда от возможности спасти сына от тюремного заключения герой готов отказаться по той причине, что ему не выгодно идти на компромисс с тем человеком, который мог бы помочь. Не совсем ясно? Тогда выносим вовсе на поверхность: когда поцелуй красивой женщины становится добавочной стоимостью.

Кадр из к/ф

Кадр из к/ф «Человеческий капитал», реж. Паоло Вирци, 2013

Что становится невыносимым в позднем капитализме – это именно экономизация или, грубее, капитализация человеческих отношений. Чтоб не ходить вокруг да около – фильм Паоло Вирци, собственно, об этом. На эту тему уже было снято-переснято огромное количество фильмов (и одной из лучших, по моему убеждению, за последнее время была блестящая картина «Цепь» Джема Коэна). Поэтому невольно интересуешься больше авторским взглядом на вопрос «что же делать?». У Коэна в «Цепи» очень легкими, буквально пунктирными маячками, возвещающими о надежде, что и такая глыба, как капитализм, есть всего лишь частью необъятной жизни, постоянно двигающейся вперед, были птицы, свившие гнезда в вывеске супермаркета. У Вирци оптимизм обретает гораздо более внушительные формы – извечное «любовь спасет мир» буквально оживает в фильме. Единственное, что позволяет в капиталистическом мире совершать моральный выбор, исходя из картины Вирци, это любовь. Не просто возникшая мимолетная страсть бывшей робкой актрисы к режиссеру (Валерию Бруни Тедески можно уже называть главной «нереализованной актрисой» Италии и Франции: навскидку вспоминается еще «Сон предыдущей ночи» и «Замок в Италии», где Тедески непосредственно играет неудачливых актрис). Не просто потребительская привязанность к другому человеку, потому что «только он тебя понимает». А именно любовь, во имя которой и горы сворачиваются, и время останавливается, и косые взгляды окружающих исчезают. Словом, только такую любовь невозможно измерить деньгами или конвертировать в капитал человеческих отношений, который можно было бы застраховать.

, ,