Меньше недели осталось до начала юбилейного пятого Одесского международного кинофестиваля. Мы постарались не растеряться от разнообразия программ в этом году и составили свои списки ожиданий.
Вначале, пожалуй, было бы нечестно проигнорировать то, что лежит просто на поверхности и само просится быть высказанным: то, что этот фестиваль при таких сложных и тревожных условиях все же будет проходить, крайне важно. Как минимум (хотя, этот «минимум» имеет ключевое значение) потому, что в этом факте кроется резистентность.
А как максимум – еще и потому, что в этом году на фестивале будет представлена богатая программа. Недавно OdArt публиковал полную программу ОМКФ. В этот раз попробуем очень коротко обозначить наиболее ожидаемые картины.
1) Любить, пить и петь / Aimer, boire et chanter, Ален Рене, 2013 (13 июля, кинотеатр «Родина»)
http://youtu.be/X0ISNNp3rcE
Сложно что-то написать здесь особенное или впадать в пересказы синопсиса и существующих уже отзывов. Это картина Мастера – увы, последняя. Хоть, конечно, «Хиросима, моя любовь» или «Курите / Не курите» могут быть бесконечно пересматриваемы и пере-открываемы.
2) Зимняя спячка / Kis Uykusu, Нури Бильге Джейлан, 2014 (16 июля, кинотеатр «Родина» и театр музкомедии)
http://youtu.be/B1pu28BBntI
Фильм, который я лично ожидаю еще с зимы, после того, как появились первые предположения, что ее премьера произойдет на Каннском кинофестивале. Можно, конечно, сколько угодно спорить о конъюнктурности или каких-либо других сторонних факторах, приведших к победе в Каннах «Зимней спячки», но вспомнив прекрасные, на мой взгляд, «Однажды в Анатолии» или «Отчуждение», сомнения в том, насколько ожидания новой картины того стоят, отпадают.
3) Черный уголь, тонкий лед / Bari ri yan huo, Йинан Дяо, 2014 (12 июля, кинотеатр «Родина»)
http://youtu.be/aLG4s7WaGQQ
После победы на Берлинском кинофестивале критики уже и не заходились писать километры текстов о несправедливости выбора – мол, это уже становится печальной традицией фестиваля. Вероятно, это и так. Но у Йинана Дяо до этого были две, с моей точки зрения, привлекательные грустные картины – «Униформа» и «Ночной поезд» (которые, уверена, особенно придутся по душе любителям работ Мишеля Фуко). «Черный уголь, тонкий лед», судя по синопсису и рецензиям, близка по духу предыдущим фильмам режиссера – те же центральные темы системы власти и человеческой отчужденности.
4) Отрочество / Boyhood, Ричард Линклейтер, 2014 (13 июля, театр музкомедии)
http://youtu.be/Ys-mbHXyWX4
Судя по рецензиям, нежная и легкая картина. Собственно, как и во многих своих других работах, Линклейтер выхватывает повседневные, обыденные вещи и в них отыскивает нечто виталистское, конфликты, выходящие за пределы привычного, едва ли даже осознаваемого порядка вещей. В предыдущей «Перед полуночью» на экране размеренно разворачивался семейный кризис, наворачивающийся постепенно в трагедию и травматичность реальности, в способность к жертвенности и т.д. В «Отрочестве» исходной точкой становится развод родителей шестилетнего ребенка.
5) Анатомия скрепки / Yamamori clip koujo no atari, Акира Икеда, 2013 (13 и 15 июля, кинотеатр «Родина»)
http://youtu.be/9d2yYPiTimk
Один из победителей Роттердамского кинофестиваля в этом году. Абсурдистская японская комедия, главный герой которой – работник фабрики по изготовлению скрепок – старается придерживаться морального правила непротивления злу насилием, вплоть до не причинения вреда залетевшей в комнату бабочке.
И еще несколько ожидаемых фильмов – уже без лишних комментариев и без какой-либо иерархии:
— Ида / Ida , Павел Павликовски, 2013 (15 июля, кинотеатр «Родина»)
— Еще один год, Оксана Бычкова, 2014 (12 июля, кинотеатр «Родина»)
— Убить человека / Matar a un hombre, Алекхандро Фернандес Альмендрас, 2014 (14 июля, кинотеатр «Родина»)
— Майдан, Сергей Лозница, 2014 (18 июля, кинотеатр «Родина» и театр музкомедии) + Майдан / Al Midan, Джехен Нужейм, 2013 (15 июля, кинотеатр «Родина»)
Отдельно нужно еще обозначить документальный альманах второкурсников-режиссеров Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого «Чорний зошит Майдану». Увы, не знаю, что именно ожидает зрителя – премьера альманаха проходила в Киеве в мае, и я даже сидела в это время в соседнем зале кинотеатра (нас было общей сложностью всего лишь четверо зрителей – это была премьера сборника украинских короткометражек 70х годов «Великі короткі метри»; тогда подумалось, что степень символической нагруженности всего происходящего последнее время буквально растет на глазах). Словом, увидим студенческий альманах уже скоро, 12 июля в кинотеатре Родина.