Сергей Коняхин уже не раз шокировал одесских зрителей своими видео-работами, чего только стоит lo-fi horror про «зомби-готов-трупаков» вышедший в 2012 году. Но «Преступление и наказание» — это не совсем трэш или даже вовсе не трэш, если быть откровенным.
Как удалось понять после просмотра фильма, который состоялся в «Выходе», это вполне состоявшийся проект, который при желании (и наличии финансов) может превратиться в полнометражное серьёзное кино. Антураж премьерного показа был незабываемым образом обыгран самими актерами и режиссером фильма: Сергей представлял фильм в черном костюме с петлей на шее и детской игрушкой на голове, в защитных «сварочных» очках, его сподручный, одетый по моде 1930-х годов, суровым видом встречал каждого пришедшего на показ. Каждый, кто в это летний вечер предпочел фильм иному времяпрепровождению получил неплохой презент – один из кадров того, как фильм снимался.
Итак, канва короткометражки вытекает из диалога Родиона Раскольникова с приставом Порфирием Петровичем. Диалог Раскольникова воспроизведен в фильме с буквальной точностью. Оба актера сыграли свои роли неплохо, став на несколько минут героями драмы полутора вековой давности. Можно придраться к костюмам, если Раскольников похож на пришельца из 19 века, то Порфирий Петрович явно напоминает чиновника из районной администрации, впрочем, все аллюзии и домыслы оставим за зрителем. Финал диалога Раскольникова и пристава заканчивается не так, как было задумало Достоевским. Если в книге он уходит, подавив в себе желание, раскроить голову следователю, то у Сергея Коняхина главный герой поступает именно так – убивая пристава, он попадает в «нижние миры» убивая, таким образом, и себя заодно.
Чего нет в книге, но есть в фильме: Раскольников входит к Порфирию Петровичу, проходя мимо четверорукой богини, образ которой близок к древнеиндийским ритуалам и практикам. Как стало ясно из вступительного слова режиссера – этот фрагмент некая аллюзия на греховное женское начало, которое становится проводником главного героя в «нижние миры», открывая перед ним дверь в комнату, где Раскольников совершит убийство пристава.
Экзистенциальная драма, как был определен режиссером жанр представленной работы, всего лишь начало для более масштабного проекта, который может и должен воплотиться в самых невообразимых формах, например в стиле Тарантино, где Раскольников будет мстить всем и вся при помощи топора.