Заметки

Седьмые «Немые Ночи» были посвящены Наталье Ужвий, Лилиан Гиш и Жуань Линъюй

13 Июл , 2016  

В Одессе снова прошли «Немые Ночи». Я их очень жду, каждый год, каждое лето. Уже на третьем фестивале я стала замечать постоянных зрителей – не только коллег-журналистов – любителей и ценителей, которые целенаправленно ходят именно посмотреть немое кино в сочетании с современной музыкой.

Спасибо Ивану Козленко за такой «модный тренд». Пусть это будет модно! Пусть появится мода не только на блокбастеры и 3D, но и на интеллектуальное ретро.

Седьмые «Немые Ночи» — это три вечера на площадке возле яхт-клуба на морвокзале. Три вечера, посвященные трем актрисам немого кино. Наталья Ужвий – наша соотечественница, Лилиан Гиш – американская кинозвезда, Жуань Линъюй – китайская киноактриса. Темой нынешнего фестиваля стал феминизм. Свобода женщины в обществе, ее судьба – очень современная тема, вот уже лет сто, наверное. Хочется поставить смайлик с чем-нибудь ироническим.

Первый вечер фестиваля начался фильмом Петра Чардынина «Тарас Трясило». Фильм снимался на Одесской киностудии в 1927 году по одноименному роману Владимира Сосюры. Десятитысячная массовка, костюмы в стиле барокко, специально сшитые для фильма, выстроенная крепость-декорация, драматичные сцены боев, народного праздника, балов во дворце – все делает фильм интересным для просмотра даже сейчас. Главные роли исполнили молодые актеры театра «Березиль» Амвросий Бучма и Наталья Ужвий.
Классический немой фильм с классическими положительными главными героями и классическими злодеями. Классическая мимика немого кино – все очень выразительно, несколько преувеличенно, утрированно. Смотрится немного даже смешно, но очень стильно. Судьба женщины – очень зависит от обстоятельств и окружения. Героиня Натальи Ужвий страдает как заложница своего брата Тараса Трясило в рабстве у польского шляхтича.
Музыкальное сопровождение для этого фильма делали одесские музыканты Андрей Показ и Яков Тарунцов. Клавиши и ударные-перкуссия. Всего два музыканта. Но звучание было симфоничным. Классическая хорошая школа и классическое выверенное наполнение. Андрей Показ выбрал для этой работы украинские народные мелодии и сделал из них симфонические произведения. Это было очень сильно, и темп фильма не потерялся ни на миг.

Андрей Показ – один из учеников Юрия Кузнецова, который шесть лет был участником и талисманом фестиваля «Немые Ночи», и Юрины аккомпанементы к фильмам – импровизации на рояле и других инструментах – неповторимы и незабываемы.
Эстафету приняла юная и хрупкая Юля Запорожец – Julinoza – еще одна ученица Кузнецова. Вторым фильмом вечера был «Черный ход» немецкого режиссера Леопольда Йеснера, снятый в 1921 году. Фильм начинается как любовная мелодрама, потом становится похож на фильм ужасов, и заканчивается он как трагедия. Автор сценария фильма – Карл Майер, один из сценаристов фильмов немецкого экспрессионизма. История влюбленной служанки снята очень живописно – каждый кадр можно представить в виде картины или фотографии, тени очень выразительны, сочетания теней и светотеней тщательно выверены. По атмосфере – напоминает иллюстрации к романам Достоевского. Роль женщины из низших слоев общества – незавидна и трагична.

Пластика персонажей продумана и отработана до мелочей. Наклон шеи несчастной служанки, ее открытые до локтей руки, ножки в старых, но изящных туфельках – и на контрасте слегка замедленная , как бы с затяжкой, и вдруг резкая, рывками, игра актера, исполнившего роль почтальона, влюбленного в эту служанку. Ее грациозные и очень живые жесты – «по-киношному» органичные – и его театрально драматичные – нагнетающие страх.

Даже второстепенные персонажи очень характерно пластичны, их жесты почти танцевальны и гротескны, но это не мешает воспринимать их реалистично.

Мурашки по коже, самый настоящий страх, безысходность финала – вот что мы испытали во время показа.
Юлия Запорожец и ее команда смогли очень атмосферно отыграть весь фильм. Юля играла на клавишах и пела. Ее тонкий звенящий голос плакал, удивлялся, страдал, радовался… В этом фильме все сошлось правильно – и видеоряд, и музыка. И это – самое главное.

На второй вечер были запланированы два фильма, но погода нас подвела, начался дождь с грозой, и планы поменялись. Но в этом есть своя прелесть, погода и фестиваль – непредсказуемы, неожиданны, полны сюрпризов. Да нам, в общем, не привыкать. Дождь, ветер – мы все равно смотрим наше любимое немое кино…

«Коттедж в Дартмуре» — история трагической любви парикмахера и маникюрщицы. Шекспировские страсти в маленькой городской парикмахерской.

Удивительны лица главных героев. Огромные выразительные глаза Уно Хеннинга, все время меняющееся лицо с ускользающей улыбкой Норы Беринг…
Женщина в английском обществе тридцатых годов сама выбирает, за кого ей выходить замуж, она уважаема на работе, ей восхищаются. Пластика героини – свободная, мягкая, напряжение в пластике появляется только в те минуты фильма, когда героине приходится делать выбор.

Музыканты для озвучивания этой киноленты оказались очень подходящими – мексиканский рок-дуэт La Escalera играл электронную музыку. Эскпрессивная и эмоциональная, нагнетающая или вдруг переходящая в легкое парение музыка захватила зрителей. Очень интеллектуальная музыка. С точными попаданиями в ритм движений, напряженного бега, взмаха ресниц. Невозможно было остановить их – даже когда на последних минутах фильма началась гроза! Мужественно доиграли весь звукоряд, а мы их дослушали. Незабываемое впечатление – когда идет дождь, а музыканты играют.

Перенесенный на третий день показ фильма с участием Лилиан Гиш, которой был посвящен второй день фестиваля, поразил тем, что 95 минут фильма прошли как полчаса – так захватывает история юной Летти, попавшей волей судьбы в техасскую пустыню, где всегда дует ветер. Немалую роль сыграли в этом музыканты киевского коллектива Supremus.

Ветер – такой же главный персонаж в фильме, как и Летти. Фильм был создан в 1928 году по роману одноименного романа Фрэнсис Марион, идея экранизировать роман и сыграть в нем главную роль возникла у актрисы Лилиан Гиш, и именно она пригласила режиссера Виктора Шёстрема для работы над фильмом.

Женщина сама делает выбор. И этот выбор поможет ей стать свободной и любимой, даже если сначала кажется, что принуждающие обстоятельства тяжелы и трагичны. Даже сумасшедший ветер становится другом и помощником попавшей в страшную ситуацию Летти, если она примет его как друга и перестанет его бояться.

Короткое интервью с почти столетней уже Лилиан Гиш, показанное бонусом  после кинофильма, очень приятно удивило – она оставалась все той же красавицей с отменным чувством юмора, с самоиронией, с элегантной пластикой.

Supremus отыграли звуковое сопровождение впятером – клавиши, перкуссия, диджериду, бас-гитара, скрипка – получился очень напряженный и наполненный звукоряд.

Вторым фильмом вечера стал «Небывалый поход» Михаила Кауфмана, брата Дзиги Вертова. Фильм посвящен движению «двадцатипятитысячников», которые поехали поднимать сёла во время активной коллективизации. Фильм – пропагандистский, снят в 1931 году. Коллективизация плюс индустриализация села – путь к победе в селах социалистического хозяйства. На экране много сельской техники, домен, улыбающихся лиц – искусно и искренне снятый фильм-пропаганда.

Музыка, сыгранная коллективом Антона Байбакова, делает этот фильм более человечным, на мой взгляд. Как в фильме «Время, вперед!» — музыка Георгия Свиридова помогла Михаилу Швейцеру сделать фильм человечным и пропагандистским одновременно.

Завершающим фильмом третьего вечера и всего фестиваля стала китайская кинолента «Богиня», в которой главную роль сыграла Жуань Линъюй. Фильм был создан в 1934 году, в это время на китайских киностудиях уже снимали звуковое кино, но этот фильм – немой.

Актрисе, сыгравшей главную роль в этой киноленте, было всего двадцать четыре года. У нее было очень выразительное лицо, его явно любила камера, мимика лица Жуань Линъюй так переменчива и нежна – на полутонах. Глаза, губы – работа глаз и губ импрессионистична – мазками, легко – и так выразительно! Так жаль, что через год после выхода фильма Жуань Линъюй ушла из жизни, покончив с собой. Очень трагичная история, не менее трагичная, чем история жизни сыгранной ей в фильме «Богиня» женщины-проститутки, в одиночку воспитывающей сына, борющейся с обстоятельствами судьбы, у которой только одна мечта – вырастить сына хорошим человеком с образованием – ведь это даст ему шанс выбраться из той пропасти, в которую когда-то пала она.

Режиссер сравнивает падшую женщину, которая растит сына, с богиней – она так же сильна в своем гневе и желании защищать своего детеныша, как и античные богини. Игра актрисы поднимает этот фильм на очень большую высоту – в финале фильма, когда убившая своего сутенера проститутка попадает в тюрьму, то очень хочется, чтобы у фильма случился «счастливый конец», чтобы она вышла из застенков немедленно, обняла своего сына, и у нее началась бы новая счастливая и не осуждаемая соседками и обществом жизнь, где ее сына никто бы не называл «байстрюком». Но счастливого конца не произошло, и мы сидели плакали, не скрывая слез.

Плакал и Егор Забелов, белорусский музыкант-аккордеонист. Забелов уже второй раз приглашается на «Немые Ночи», в 2014 году он сделал очень изысканное и тонкое сопровождение к фильму «Менильмонтан». Приглашение его в этом году – огромный подарок одесским его поклонникам.

Забелов очень серьезно подошел к работе над фильмом. Как он признался, последние два дня он не выходил из гостиничного номера и переделывал партитуру к фильму, сочиняя и перестраивая некоторые эпизоды. Результат был удивительным. Музыка Забелова – естественна, как будто мы слышим не только речь актеров, но и их дыхание, биение сердец. При этом музыка поднимала нас вверх – в небо, к ночным птицам, к ангелам…
Очень хочется, чтобы его позвали и на будущий год – может быть, организаторы фестиваля изменят своим правилам приглашать всех только один раз (только Юрий Кузнецов неизменно обязательно участвовал в фестивале).

Теперь, когда все три ночи фестиваля уже позади, и можно только вспоминать об этом эстетическом наслаждении, остается только ждать следующего лета и следующих «Немых Ночей». Кузнецов сказал незадолго до своего ухода: «Будьте счастливы при малейшей возможности…»

Фото Оксаны Канивец и Кати Бакуровой

 

,