113691

Заметки

Сказка о первой любви – «Песнь песней» от Евы Нейман

16 Июл , 2015  

«Песнь песней» — небольшой и очень музыкальный по настроению рассказ Шолом-Алейхема о первой детской любви получил свое киновоплощение из рук украинского режиссера Евы Нейман.

Получился очень красивый фильм. Романтизация еврейского местечка – штетла – удалась во многом благодаря оператору Римвидасу Лейпусу.  Мы видим обшарпанные стены, грязную мостовую в выбоинах, сохнущее старое белье, но благодаря камере оператора мы видим, как красивы эти стены, как красивы люди, которые находятся возле этих стен, которые идут по улицам, не просохшим после дождя. Лица женщин и детей похожи на старинные картины. Пейзажи, особенно пасхальные, весенние и осенние, туманные получились притчево сказочными.

Очень хороша «Бузя-ребенок». В лице девочки-актрисы отражается целая гамма переживаний, и камера прекрасно передает любые изменения лица и настроения Милены Цыбульской. И мне очень понравился «Шимек-взрослый» — очень выразительные глаза у актера, можно сказать, бездонные. У Арсения Семенова в этом фильме такая неспешная пластика, она прекрасно вписывается в стилистику фильма.

Введенные по воле сценариста и режиссера сцены в хедере – религиозной школе для мальчиков – сделаны с юмором и опять-таки красиво – каждый кадр можно представить как  жанровую картину – «дети и старый учитель», «наивный ученик и опытный ученик». Сцена, когда учителя в исполнении Всеволода Шиловского засыпает разрушающийся потолок – мистична и похожа на страшный сон.

Образы тех, кто окружает Шимека и Бузю – главных героев рассказа и фильма – проработаны со вкусом и иронией, ими всеми по отдельности можно любоваться и наслаждаться. Очаровательные актерские работы Марины Полицеймако и Юрия Невгамонного. Старые еврейские бабушки, пришедшие в гости к родителям Шимека – поднимают настроение. Базарчик и ярмарочные музыканты с юным певцом – тоже смотрятся  легко и с удовольствием.

При всем этом, при всей массе этого положительного, фильм меня несколько разочаровал. Я ждала большего. Но, скорее всего, это оттого что я привыкла, что еврейские местечки и их обитателей в какой-то непонятно кем заведенной традиции показывают более гротескно, ярко. А в фильме Нейман все решено гораздо мягче, спокойнее. Первое впечатление у меня было такое, как будто я недополучила определенной доли эмоций, но сейчас, через пару дней, я вспоминаю фильм легко и приятно. Я вспоминаю лицо актрисы, сыгравшей маму Шимека – в красивом платке, завязанном как на картинах Ренессанса, с ясными глазами, в которых целая вселенная… Я вспоминаю бедную квартиру Шимека. Туман над рекой и деревянные мостки… Вспоминаю нежную зеленую поляну с цветущим деревом. Красивый и хрупкий мир еврейского местечка…

,