Лист ожидания

Заметки

Сто пудов любви от Евгения Лавренчука в Русском театре

8 Дек , 2014  

В Одесском русском драматическом театре снова поставили «Лист ожидания» Александра Марданя. Снова, потому что десять лет назад, кажется, эту пьесу Марданя в Русском театре поставил Иосиф Райхельгауз, спектакль имел успех, свою публику, которая пересматривала спектакль и неоднократно. Но время шло, спектакль был снят с репертуара. В чью светлую голову пришла идея восстановить «Лист ожидания»? По каким законам — жизни, его Величества Случая — получилось так, что новую версию пришлось делать Евгению Лавренчуку? Промысел божий…

«Сумасшедший режиссер» — это про Евгения Лавренчука. Он уже успел поработать в Одессе, и каждая его постановка стала для одесситов открытием. До сих пор идет спектакль «Сумерки богов», всего несколько раз прошел «сумасшедший» спектакль «Танахшпиль. Равнодушных не было, поверьте!
А сейчас, сегодня — это было так неожиданно, так пронзительно… «Сто пудов любви» — эта куча красных лепестков роз в углу сцены — за тридцать лет такая могла бы быть куча, действительно…

Вера в исполнении Ольги Салтыковой и Костя — Сергей Поляков — проживают на сцене тридцать лет под музыку Владимира Дашкевича на слова Федора Тютчева. Рапсодия — да, рапсодия, пусть будет так! Подчиняясь музыке, мудрым словам Тютчева, вплывая в действо на сцене, мы оправдываем адюльтер, когда персонажи влюбляются и не могут расстаться друг с другом — всю жизнь в разных городах и всю жизнь рядом… Понимаете — оправдываем измену! Которая выглядит сначала наивной и смешной. Но не пошлой… А потом вдруг приходит понимание того, что это и есть та самая любовь на всю жизнь… У Лавренчука получилось убедить нас в этом. Поляков играет своего героя (одессита, кстати), ребячливым и нежным, его герой влюбляется невзначай и нечаянно. Как ребенок. И как ребенок, чувствует интуитивно, что эта женщина, волей случая оказавшаяся в его постели в гостинице в Ялте — та единственная, которую нельзя потерять. А Оля Салтыкова — виртуозно перестраивающаяся в любом стиле, который задает режиссер, которая может быть на сцене смешной, а может быть сильной — смело плывет по волне роли вместе с Сергеем Поляковым.

И мальчик — то ли ангел, то ли амур, то ли сын героини — как будто сам Лавренчук на сцене (помните в «Танахшпиле», во второй части — когда на сцену вынесли табличку «Режиссер издевается»?) — он как божий слуга — поможет, направит, посочувствует… Как хорош в этой роли совсем юный Максим Козловский!

Этот спектакль делался Лавренчуком с большой любовью к материалу — текст несколько сокращен, но спектаклю это пошло на пользу. Мардань сидел в зале, и я не знаю, как он воспринял все эти «покращення», но ведь стало лучше, Александр Евгеньевич? Стало прозрачнее и эпичнее, не побоюсь этого громкого слова. И курортный роман вдруг взлетел на такую немыслимую высоту…
Минимум декораций, минимум реквизита, никакой «бытовухи», одна сплошная любовь, «сто пудов любви»…
Поздравляю театр с такой великолепной премьерой!

Лист ожидания

,