Чуть ли не самой яркой страницей III Одесской биеннале современного искусства можно, думаю, назвать второе помещение Музея современного искусства – на Французском бульваре.
Здесь кураторы припасли все козыри – простую, но очень выразительную работу Игоря Гусева, две картины Александра Ройтбурда, неожиданно меткую как для молодого художнику картину Сергея Кононова и многое другое.
Так прямо у входа зрителей встречает своеобразный комикс Зои Сокол – огромная работа «Борщ». Очень одесская серия картинок с подписями теоретически переосмысливает сюжет «Броненосца «Потемкина». Только вместо гнилого мяса и проблем классовой борьбы, героев волнует то, какого борща им поесть, когда это лучше делать и в каких обстоятельствах.
Признаюсь, я застрял возле картины надолго – читать подписи, узнавать знакомых героев и смеяться над удачными аллюзиями хочется еще и еще.
Рядом с комиксом можно полюбоваться видео-артом «Синяя Доминанта» от Романа Михайлова. Мы видим как некий молодой человек закрашивает синим огромный лист бумаги, пишет на нем одно и то же слово, мажет кистью вверх и вниз… Все это происходит под аудиозапись заседания комиссии на одном из избирательных участках Харьковской области. Женский голос, судя по тембру и тону принадлежащий то ли школьному завучу, то ли директору ЖЭК-а, зачитывает результаты голосования: «Янукович, Янукович, Янукович, Янукович, испорчен, Янукович, тише пожалуйста, Янукович, Янукович…»
За углом раздолье – сразу две картины Александра Ройтбурда. На первой, «Поклонение волхвов», под лампами операционного стола парят тараканы, Карл Маркс, полуголая дама и один из одесских художников… Ах да, еще швейная машинка. На второй сам художник, устав переполнять холсты смыслами и образами, прилег отдохнуть. На желтом диване, даже не сняв носки.
На этой выставке, как рассказал со-куратор биеннале Михаил Рашковецкий, представлено три картины участников конкурса галереи «Худпромо». Теоретически, они не должны были попасть в основную экспозицию биеннале, но все-таки попали.
Одна из этих картин- «Столкновение» Сергея Кононова.
Мне кажется, сложно придумать более точный образ того, что происходит со старой Одессой как в Юморину, так и на День города. Много лет я жил в центре города и зачастую в такие дни хочется последовать примеру основателей Одессы на картине Кононова.
Еще один автор, попавший в основную экспозицию биеннале, вернее творческий дуэт – Алина Гаева и Татьяна
Шлапак (Днепропетровск). В частности, картина «Цирк».
И, наконец , третий «счастливчик» — творческая группа РАГ (Умань).
Чуть ли не самые отвязные работы в этой экспозиции, причем отвязные они очень рационально. Глупо было бы называть картины озарением. Это продуманные, можно даже сказать точечные способы воздействия на наше восприятие. Самоуправление ли это? По отношению к нашему с вами сознанию. Обман, везде обман и подмена, говорят нам РАГ-совцы.
Вернемся к остальным работам. Итак, в первом же зале две картины на денежные темы. Если «Банкир» тщательно давится вечнозелеными дензнаками, причем даже в тот момент, когда на шею намотана веревка, то простые сельские парни, схватив мешки, бегут в каком-то марафоне в неизвестность. «А давайте сделаем с ентой фанеры ероплан, и улетим с ентого е**нного колхоза к гребене фене!»
Зал стебных работ. Например, инсталляция-картина Игоря Гусева «Одна страна – одна песня». Живые птицы, разделенная Украина и… необходимость подливать канарейкам воду. Ведь без воды страну не то, что не объединить, даже разделить не получится.
Напротив «украины» — работа Мирослава Кульчицкого «Доу Джонз в детстве». Если кто-то не в курсе, «доу джонс» — это биржевой индекс американской промышленности, один из основных показателей мирового рынка. В одесском музее его «плющит» по-детски – из картины в картины ползет тонкая красная линия, символизирующая производственные мощности американской экономики.
Тут же устроился концептуальный, визуализированный призыв к единению: пролетарии всех стран, соединяйтесь.
Рядом иллюстрация того, что делает с детьми школьная форма. Кстати, в России она с 1 сентября опять обязательна. «Или ты не замечал, что подражание, если им продолжительно заниматься начиная с детских лет, входит в привычку и в природу человека — меняется и наружность, и голос, и духовный склад». Платон, «Государство», книга третья.
Кто там любит говорить, что современные художники не умеют рисовать? Максим Мамсиков и его картины с вами не согласны. Посмотрите на этот голубой цвет, на это умело и при этом якобы небрежно выписанное тело. И ведь действительно – это настоящее «самоуправление».
А как вам фотографическая точность воздушных шаров?
Во втором помещении МСИО действительно собрана самые яркие работы, причем яркие как в прямом, так и в переносном смысле. Начните знакомиться с биеннале именно отсюда, потом подумайте над работами в первом помещении МСИО, а потом идите закреплять инсталляциями и хрониками арт-рейдеров в «Желтых великанах».