III одесская биеннале современного искусство

Заметки

«Броненосец Потемкин» отказался от борща, основатели Одессы прячутся от туристов и поющая Украина – III одесская биеннале представила третью экспозицию

2 Сен , 2013  

Чуть ли не самой яркой страницей III Одесской биеннале современного искусства можно, думаю, назвать второе помещение Музея современного искусства – на Французском бульваре.

Здесь кураторы припасли все козыри – простую, но очень выразительную работу Игоря Гусева, две картины Александра Ройтбурда, неожиданно меткую как для молодого художнику картину Сергея Кононова и многое другое.

Так прямо у входа зрителей встречает своеобразный комикс Зои Сокол – огромная работа «Борщ». Очень одесская серия картинок с подписями теоретически переосмысливает сюжет «Броненосца «Потемкина». Только вместо гнилого мяса и проблем классовой борьбы, героев волнует то, какого борща им поесть, когда это лучше делать и в каких обстоятельствах.

III одесская биеннале современного искусство

Признаюсь, я застрял возле картины надолго – читать подписи, узнавать знакомых героев и смеяться над удачными аллюзиями хочется еще и еще.

III одесская биеннале современного искусство

III одесская биеннале современного искусство

Рядом с комиксом можно полюбоваться видео-артом «Синяя Доминанта» от Романа Михайлова. Мы видим как некий молодой человек закрашивает синим огромный лист бумаги, пишет на нем одно и то же слово, мажет кистью вверх и вниз… Все это происходит под аудиозапись заседания комиссии на одном из избирательных участках Харьковской области. Женский голос, судя по тембру и тону принадлежащий то ли школьному завучу, то ли директору ЖЭК-а, зачитывает результаты голосования: «Янукович, Янукович, Янукович, Янукович, испорчен, Янукович, тише пожалуйста, Янукович, Янукович…»

III одесская биеннале современного искусство

За углом раздолье – сразу две картины Александра Ройтбурда. На первой, «Поклонение волхвов», под лампами операционного стола парят тараканы, Карл Маркс, полуголая дама и один из одесских художников… Ах да, еще швейная машинка. На второй сам художник, устав переполнять холсты смыслами и образами, прилег отдохнуть. На желтом диване, даже не сняв носки.

III одесская биеннале современного искусство

На этой выставке, как рассказал со-куратор биеннале Михаил Рашковецкий, представлено три картины участников конкурса галереи «Худпромо». Теоретически, они не должны были попасть в основную экспозицию биеннале, но все-таки попали.

Одна из этих картин- «Столкновение» Сергея Кононова.

III одесская биеннале современного искусство

Мне кажется, сложно придумать более точный образ того, что происходит со старой Одессой как в Юморину, так и на День города. Много лет я жил в центре города и зачастую в такие дни хочется последовать примеру основателей Одессы на картине Кононова.

Еще один автор, попавший в основную экспозицию биеннале, вернее творческий дуэт – Алина Гаева и Татьяна
Шлапак (Днепропетровск). В частности, картина «Цирк».
III одесская биеннале современного искусство

И, наконец , третий «счастливчик» — творческая группа РАГ (Умань).

III одесская биеннале современного искусство

Чуть ли не самые отвязные работы в этой экспозиции, причем отвязные они очень рационально. Глупо было бы называть картины озарением. Это продуманные, можно даже сказать точечные способы воздействия на наше восприятие. Самоуправление ли это? По отношению к нашему с вами сознанию. Обман, везде обман и подмена, говорят нам РАГ-совцы.

III одесская биеннале современного искусство

Вернемся к остальным работам. Итак, в первом же зале две картины на денежные темы. Если «Банкир» тщательно давится вечнозелеными дензнаками, причем даже в тот момент, когда на шею намотана веревка, то простые сельские парни, схватив мешки, бегут в каком-то марафоне в неизвестность. «А давайте сделаем с ентой фанеры ероплан, и улетим с ентого е**нного колхоза к гребене фене!»

Зал стебных работ. Например, инсталляция-картина Игоря Гусева «Одна страна – одна песня». Живые птицы,  разделенная Украина и… необходимость подливать канарейкам воду. Ведь без воды страну не то, что не объединить, даже разделить не получится.

III одесская биеннале современного искусство

 

III одесская биеннале современного искусство

Напротив «украины» — работа Мирослава Кульчицкого «Доу Джонз в детстве». Если кто-то не в курсе, «доу джонс» — это биржевой индекс американской промышленности, один из основных показателей мирового рынка. В одесском музее его «плющит» по-детски – из картины в картины ползет тонкая красная линия, символизирующая производственные мощности американской экономики.

III одесская биеннале современного искусство

Тут же устроился концептуальный, визуализированный призыв к единению: пролетарии всех стран, соединяйтесь.

III одесская биеннале современного искусство

Рядом иллюстрация того, что делает с детьми школьная форма. Кстати, в России она с 1 сентября опять обязательна. «Или ты не замечал, что подражание, если им продолжительно заниматься начиная с детских лет, входит в привычку и в природу человека — меняется и наружность, и голос, и духовный склад». Платон, «Государство», книга третья.

III одесская биеннале современного искусство

Кто там любит говорить, что современные художники не умеют рисовать? Максим Мамсиков и его картины с вами не согласны. Посмотрите на этот голубой цвет, на это умело и при этом якобы небрежно выписанное тело. И ведь действительно – это настоящее «самоуправление».

III одесская биеннале современного искусство

А как вам фотографическая точность воздушных шаров?

III одесская биеннале современного искусство

Во втором помещении МСИО действительно собрана самые яркие работы, причем яркие как в прямом, так и в переносном смысле. Начните знакомиться с биеннале именно отсюда, потом подумайте над работами в первом помещении МСИО, а потом идите закреплять инсталляциями и хрониками арт-рейдеров в «Желтых великанах».

III одесская биеннале современного искусство

,