Я люблю читать пьесы. Вот просто – люблю. Люблю представлять, как герои разговаривают друг с другом. Как раскручивается интрига пьесы, как закручивается спираль сюжета… Я – ни капли не режиссер, никогда им не буду, не понимаю, как режиссеры работают (честно!) – как из этих букв, написанных кем-то, вдруг на сцене вырастает целый мир — это чудо, когда бумажная пьеса оживает.
Но я очень люблю их читать. Было время, когда я читала их все без разбора, подряд. Получу свежий журнал «Театр» и сразу перелистываю до последней части – в конце журнала традиционно помещали две пьесы. Иногда везло, и они оказывались очень хорошими. В букинистических магазинах находила старые журналы «Театр», случайно налетела на пьесу Арбузова, очень обрадовалась – в моей районной библиотеке не было пьес Алексея Арбузова. Потом я – одна на весь район, как сказали мне на почте – выписала журнал «Современная драматургия», и это было совсем прекрасно!
Учиться я хотела на театроведа. Надо было много читать пьес, все запоминать и прочие трудности. Мне было нетрудно. Мне это очень нравилось. Потом меня вдруг очень испугало, что придется стать театральным критиком и иногда писать всякие неприятные вещи. В общем, я уехала учиться в Одесское театрально-художественное училище. Чтобы никого не критиковать, а самой работать в театре и создавать по мере сил вот это самое театральное чудо.
Но от судьбы не уйдешь, и уже даже не помню сколько лет — я пишу о спектаклях, которые посмотрела. Иногда они меня разочаровывают, иногда радуют, иногда удивляют. Я люблю, когда удивляют. Когда я не могу насмотреться. Но сейчас – не совсем о том. Простите, что отвлекаюсь (ночь, я устала, даже коты угомонились и заснули), вдруг захотелось поболтать о театре)))
Пьесы бывают разные. Иногда начинаешь читать пьесу, оторваться не можешь, пока вся не закончится – так у меня с пьесами Бомарше, молодого Радзинского, Арбузова. Иногда читаешь – и больно очень читать, надо отложить текст и успокоиться. Но невозможно отложить, плачешь, злишься и все равно читаешь. Даже если не в первый раз. Так у меня с Чеховым, Вампиловым, Ибсеном, Островским, Петрушевской. Сейчас время такое интересное – можно найти самые разные пьесы и их читать. Всякие конкурсы драматургов и пьес – очень много пишут для сцены. Пьесы о нашей с вами жизни, пьесы не о нашей с вами жизни – это все очень разнообразно и помогает увидеть настоящую жизнь, ведь современные пьесы работают как индикаторы того, что происходит. И это не всегда сразу явно, но это всегда так.
И я очень рада, что до Одессы докатилась эта интереснейшая штука – открытые читки пьес. Если бы не Ира Аверина, мы бы еще не скоро дожили бы до такой роскоши, как открытые читки. Но Ира смогла уговорить, организовать, сдвинуть эту скалу, открыть наконец этот огромный сундук – и у нас в ТЮЗе уже третий раз читались пьесы!
Здесь я хочу закричать «Ура!». Громко и несколько раз. Потому что это – действительно роскошь! Читаются каждый раз по две пьесы одного автора. Авторы все наши украинские, современные. Начали с пьес покойной Ани Яблонской, это получилось очень трогательно, пьесы Ани, прочитанные в малом зале ТЮЗа, звучали так искренно – они же такие, ни капли не врущие, эти пьесы-индикаторы того, как мы живем в данный момент времени и места. В следующий раз – пьесы Натальи Блок. И актеры, смотрю, уже начинают входить во вкус, втягиваются в процесс, и зрители уже встречаются в зале знакомые.
В третьи Открытые читки нам повезло на пьесы Олега Михайлова, очень плодовитого драматурга, бывшего актера, пишущего как легкие очаровательные полудетские пьесы, похожие на театральные капустники, так и очень серьезные драмы. Нам действительно повезло – для читок была выбрана пьеса «Клятвенные девы», написанная явно для театра, где очень много актрис, и им всем надо играть интересные роли. Пьеса очень мастерски написана, читается она на одном дыхании, пересказывать сюжет не хочу, чтобы вы сами прочли и испытали этот праздник встречи с хорошо сделанной пьесой, интересно разработанными ролями, с героинями, которые иногда себя ведут совершенно непредсказуемо. Это очень впечатляет. Поэтому боялась, что пьеса поблекнет, если будет прочитана неделикатно и некорректно. Режиссер этой читки, Наталия Прокопенко, смогла организовать эту лайт-версию спектакля очень бережно и аккуратно. Это трагедия, и был риск перебора, лишней патетичности и трагизма. Но актрисы сыграли все очень тактично. И допустимое для формата читок минимальное мизансценическое решение сделало читки спектаклем. И очень бы хотелось увидеть полноценный спектакль. А может быть, именно такую простую версию – без декораций, без спецэффектов. Только актрисы и текст. Видите, мне тоже уже нравится сам формат читок – возможно, даже больше привычные спектакли. Потому что атмосфера была удивительная.
Очень сильная пьеса, равноценно прочитанная актрисами. С трудом переключилась на следующую пьесу – «Балаганчик братьев Гримм». Режиссером этой читки был Олег Шевчук. Ему досталась очень смешная пьеса – вся разноцветная, как стеклышки и картинки в «волшебном фонаре» на ярмарочном балагане. Актеры и актрисы с удовольствием погрузились в атмосферу внутритеатральных интриг и почти сказочных сюжетов. Легко, шутя и не очень шутя. Очень смешно и изящно.
Может быть, причиной удивительно искренней атмосферы в зале стало то, что читки не репетируют по многу раз и подолгу. Пьесы читаю с листа. И актеры не успевают привыкнуть к тексту, не успевают его заиграть или прибегнуть к «штампам». В этот раз – в третий – актеры уже вошли во вкус, видно было, что им все это очень в кайф, они наслаждаются процессом. Наметились яркие роли – и хочется их увидеть еще раз – у Надежды Марченко, у Оксаны Бурлай-Питеровой, у Ляны Каревой, у совсем молоденьких актрис.
Зрители тоже вошли во вкус, обсуждение после читок получилось бурное. Тем более что нам повезло еще раз – приехал сам драматург Олег Михайлов, настоящий, живой – сидел в зале и тоже переживал за свои пьесы. Получился настоящий театральный пир. И за это – огромное спасибо! За то, что удивляете – особое спасибо. Люблю удивляться. Почти так же, как читать пьесы. А если всё это совмещается – то это вообще счастье!
Жду следующих читок! Кто там у нас следующий?..
фото Юлии Рубинской со страницы Одесского ТЮЗа в Фэйсбуке. Спасибо!
Ирина Аверина, Наталия Прокопенко, одесский театр юного зрителя, Олег Михайлов, Олег Шевчук, Открытые читки, тетральная лаборатория