16 июля. Сложное утро с фильмом Юрия Речинского «Январь-март/Ugly».
Фильм с великолепной игрой актеров, особенно актрис – Ангела Грегович и Мария Хофшттаттер работают, тщательно вживаясь в состояние, не стесняясь и одновременно тактично.
Фильм произвел на меня тяжелое впечатление. Смешанные чувства.
В фильме было заложено много смыслов и намеков, даже в названии можно увидеть разные подтексты.
С одной стороны, режиссер явно считает своими кумирами Тарковского и Антониони, кадры буквально цитируют приемы великих мастеров кино, с другой стороны, фильмы Тарковского – которые смотреть нелегко, но после просмотра возникает состояние катарсиса – открывают у человека внутренние психологические резервы, появляется «свет в конце тоннеля», а с фильмом «Январь-март» так не получилось. Беды и болезни, которые поражают семьи главных героев, остаются с ними, и с ними нужно дальше жить. Но как? Как жить? Понимаете, «всё плохо», и конца края – не видно, и света впереди – нет. Только камыши в финальных кадрах фильма… Наверное, надо смотреть и медитировать, успокаиваться. Поэтому жаль, что такая сильная работа с актерами и актеров сочетается с невнятным финалом. Столько всего было сказано, сделано, и в итоге – вот такой непонятный конец. Зрители уходили с фильма, устав от огромного количества боли в кадрах. Тех, кто остался, можно было бы вознаградить катарсисом. Но катарсис режиссёром запланирован не был. Да и не обязан режиссер «сделать нам красиво и приятно», ведь правда? У режиссера – свой путь, он снимает так, как ему видится. И при чем здесь высокая миссия искусства – «выпрямить»? О какой миссии может идти речь, когда кто-то «просто снимает кино»? Так жаль, такое разочарование… Какие удивительные актрисы играли!..
А потом я попала на документальный фильм-спектакль «Школа №3» Лизы Шмит, ученицы Анатолия Ивановича Падуки в прошлом. И вот тут – реально миссия.
Лиза ездила два года в Николаевку, которая находится совсем близко возле войны, которая в зоне АТО. Николаевку бомбили, освободили, и теперь в Николаевке снова Украина. Подростки Николаевки вспоминают, как они пережили то страшное время, рассказывают о своих потерях и утратах, о любимых, о свиданиях, об игрушках – обо всем том, что является обычной подростковой жизнью. Срез – социологический, психологический… Да, эти юные николаевцы говорят не всегда то, что хочется услышать, но они – искренни. Да, бардак в головах, но это – совершенно естественный бардак в головах, когда вокруг война, разрываются над головой снаряды, а твой парень погибает о пули на четвертый день службы в армии… А им хочется любить, быть любимыми, учиться, работать, ездить на мотороллере, купаться в речке… Они – совсем еще дети. И война всегда теперь будет жить в их памяти.
Три года назад Лиза Шмит смогла сделать из этих рассказов спектакль-перформанс, спектакль показывали в разных городах, дети рассказывали о своих проблемах много раз со сцены, и проблемы выговорились и решились. Ну, кроме войны. Теперь часть спектакля будет жить в виде фильма. И его надо обязательно пересмотреть…
А затем мне очень повезло посмотреть фильм Сергея Буковского «Главная роль», который снял кино про свою маму, актрису Нину Антонову. Антонова была женой режиссера Анатолия Буковского, играла в его фильмах. Главная роль у нее была только одна – Варька в фильме «Варькина земля».
Я не помню, смотрела ли это фильм в детстве. «Варькину землю» сняли 45 лет назад. Нина Антонова готовится к юбилейному вечеру и вспоминает. Мы смотрим на старую актрису, перебираем вместе с ней старые фотографии, пересматриваем кусочки видео, бродим по квартире, участвуем в процессе съемок какого-то сериала. Антонова – актриса старой школы, она очень естественна, у нее отличное чувство юмора, она поразительно красива – глаза, улыбка. Очаровательная женщина. И такое теплое чувство радости, как будто мы с ней познакомились. Я рада, что посмотрела этот документальный фильм. Это было хорошее завершение дня. Жаль, что не дошла бы до фильма Франсуа Озона, постараюсь его «поймать», еще есть шанс…